Владимир Завьялов – о шоу, которые давно пора закрыть

Голландская франшиза когда-то здорово взбодрила музыкальный телевизор. Напомним контекст тех лет: шотландская безнадежная домохозяйка Сьюзан Бойл стала суперзвездой в Англии (хоть и ненадолго), а главная поп-звезда момента — обладательница неидеальной фигуры, курящая и матерящаяся Адель. Обе истории о том, что неважно, как ты выглядишь, а важно — как поешь.

Шоу «Голос» довел до абсолюта этот запрос на органику в попмейнстриме. Это очень антилукистская акция — одновременно и ответка каноничному шоубизу, и предъява конкурентам вроде X-Factor, которые в том числе эти каноны и обслуживали.

Короче, к чему я — «Голос» появился очень вовремя и успешно пошагал франшизой по миру, добравшись до России. Химия между людьми в кресле (сейчас ради нее взяли Шнурова), свежий формат, умеющие как минимум петь участники — ради этого сорокалетние домохозяйки (и даже их дети) массово неслись пятничным вечером включать «Первый».

Сперва это даже работало — после первого сезона питерские рекламные щиты были обклеены афишами концертов людей вроде Гариповой или Сесарева.


Но недолго — после «Евровидения» Гарипова будто бы исчезла. Остальные тоже куда-то пропали, а победителей последних сезонов вообще мало кто помнит.

Почему? Давайте разбираться.    

«Голос» не готовит участников к шоу-бизнесу

Вроде бы беспроигрышный и для вещателя, и для зрителя формат каверов, как выяснилось, сильно вредит карьерам участников. Сценарий грустный: человек поет чужие песни раз в неделю в прайм-тайм на «Первом» и сколачивает какую-никакую, но карьеру.

А там выясняется удивительное — его собственных песен никто не ждет: всем нужны каверы, исполненные на шоу. Печальный финал — людей берут буквально с улицы, и к шоубизу они объективно не готовы: у них, как правило, кроме голоса ничего и нет — ни образа, ни харизмы, ни амплуа, ни материала, ни сочинительского таланта. Грубо говоря, проект выкидывает людей в поп-мейнстрим, которому они совсем ничего не могут дать, кроме каверов. Год-два, и публика забывает про них: с новым сезоном появляются новые герои.


В этом смысле выходцы с «Фабрики звезд» были более «живучими» — с ними работали хореограф, психолог, педагог по вокалу и, в конце концов, продюсер. После адского интенсива в «Звездном доме» они были хотя бы немного были похожи на годных для сцены артистов. А там уже жизнь расставляла все на свои места — кто-то был готов лучше, кто-то хуже. 

«Голос» конкурсантам вообще ничего не дал, кроме эфиров в прайм-тайм. Это всего лишь караоке федерального масштаба.

В чем мораль? Выяснилось, что популистские настроения в духе «даешь органику в шоубиз» не работают — «кандидаты от народа» не умеют ничего, кроме как петь, и для того, чтобы стать большой звездой, нужно собой что-то представлять. А зрителя интересует лишь мимолетная драма жанра «ноунейм попал на телик и за что-то борется», которая заканчивается вместе с шоу.

«Голос» превратил пение в спорт, где соревнуются голосовые связки

Одна из главных проблем шоу — слово «голос» слишком буквально понимается и участниками, и менторами. Он может быть либо сильным, либо слабым — третьего не дано. Поэтому первые стремятся банально перекричать конкурентов, чтобы произвести впечатление на вторых: пофигу, что банальная песня исполнена в опостылевшей манере — послушайте, какой голосина!

В итоге слетают действительно крутые и достойные участники — кто не дерет показательно глотку и не дает хрипу или си третьей октавы, а поет известную песню в неочевидной, но крутой манере.

Например, буквально вчера мне на YouTube попался кавер песни «Ветер знает» от Ани Ворфоломеевой — если что, эта девушка поет в хорошей кавер-группе Young Adults, которая здорово перепридумывает на укулеле чужие треки. Она не надрывалась, а именно что очень деликатно спела хит группы «Браво» — результат предсказуем.

У песенных шоу — большой общий кризис

Это гораздо более общая проблема — не только «Голоса», но и обновленной «Фабрики звезд», и шоу «Песни», и какого-нибудь «Успеха» с Гнойным. А проблема вот какая — телевидение больше не может делать больших артистов.

Посмотрите стриминговые чарты Apple Music, VK и Яндекс.Музыки (или их сводную картинку) — старорежимных поп-артистов, чью карьеру когда-то запустили по старым правилам, там очень мало. Cygo, Леша Свик, Адлер Коцба, Hammali & Navai — эти люди появились не у Виктора Дробыша и Макса Фадеева, а где-то на YouTube (вроде канала Black Beats), то есть сами завирусились и дошли до топов.

Главное — изменился сам механизм раскрутки: сейчас карьеры в основном строятся снизу, а не моделируются и спускаются сверху. Навязать по телеку артиста уже невозможно — есть страшно любопытный кейс певцов Юркисса и Владимира, сыновей главы «Русской медиагруппы» («Русское радио», Ru.TV), которых пихают в ротации и «Золотые граммофоны», но толку — ноль: артист должен собой что-то представлять.  

Именно поэтому ощутимую пользу из песенных конкурсов (которые тоже являются частью этого старого механизма) выносят сейчас лишь более-менее состоявшиеся артисты — вроде Антона Беляева, у которого к началу «Голоса» уже была группа Therr Maitz, свой материал и определенная известность.

Он успешно поюзал шоу как промо-платформу и начал собирать залы побольше и покрупнее.

Та же самая история, кстати, и с PLC и шоу «Песни» — это редкий ныне случай, когда телек и правда помог подразогнать карьеру. Впрочем, Сергей и так был, по словам Тимати, «готовым состоявшимся артистом».

Вроде бы успешный пример Terry (которым этот пункт можно оспорить) здесь тоже не слишком однозначен: в паблике ВК у него чуть меньше 25 тысяч подписчиков. Это в два раза меньше, чем у Jubilee, почти в четыре раза меньше, чем у того же PLC, в десять раз меньше, чем у Lizer и в двадцать раз меньше, чем у Gone.Fludd. Выводы делайте сами.

Поп-музыка, благодаря интернету, демократизировалась и избавилась от гнета старых механизмов, в которых были продюсеры былого формата, телек и радио. И поэтому телевидение перестало запускать карьеры — потому что просто не может.


Главное
Тимофей Беляков
20 Янв '21
892
Samsung Galaxy A51 сливают по лучшей цене в МТС. Последний шанс взять аппарат по крутому прайсу
Потом будет дороже!
Андрей Ставицкий
15 Янв '21
5752
iPhone 12 дешевеет. Смотрите, как снизилась цена за полгода
Сейчас или никогда.
Андрей Ставицкий
15 Янв '21
6480
Новый Realme 7 раздают по сочнейшей цене. Но нужно поспешить
Недорогой субфлагман со всеми главными спецификациями.
Шамиль Газибегов
15 Янв '21
5613
OnePlus 8 подешевел ниже психологической отметки в России. Теперь это самый выгодный флагман
Лучшее решение за свои деньги.
Шамиль Газибегов
14 Янв '21
1796
Beats Powerbeats Pro отдают с рекордной скидкой. Это крутые спортивные наушники с топовой автономностью
А ещё это просто отличный вариант для владельцев iPhone.
Андрей Ставицкий
13 Янв '21
11073
Новейший флагман Vivo сильно подешевел. Монстра со Snapdragon 888 уже можно взять со скидкой
Вы только посмотрите на характеристики и прайс.
Комментарии