Владимир Завьялов – о шоу, которые давно пора закрыть

Голландская франшиза когда-то здорово взбодрила музыкальный телевизор. Напомним контекст тех лет: шотландская безнадежная домохозяйка Сьюзан Бойл стала суперзвездой в Англии (хоть и ненадолго), а главная поп-звезда момента — обладательница неидеальной фигуры, курящая и матерящаяся Адель. Обе истории о том, что неважно, как ты выглядишь, а важно — как поешь.

Шоу «Голос» довел до абсолюта этот запрос на органику в попмейнстриме. Это очень антилукистская акция — одновременно и ответка каноничному шоубизу, и предъява конкурентам вроде X-Factor, которые в том числе эти каноны и обслуживали.

Короче, к чему я — «Голос» появился очень вовремя и успешно пошагал франшизой по миру, добравшись до России. Химия между людьми в кресле (сейчас ради нее взяли Шнурова), свежий формат, умеющие как минимум петь участники — ради этого сорокалетние домохозяйки (и даже их дети) массово неслись пятничным вечером включать «Первый».

Сперва это даже работало — после первого сезона питерские рекламные щиты были обклеены афишами концертов людей вроде Гариповой или Сесарева.

Но недолго — после «Евровидения» Гарипова будто бы исчезла. Остальные тоже куда-то пропали, а победителей последних сезонов вообще мало кто помнит.


Почему? Давайте разбираться.    

«Голос» не готовит участников к шоу-бизнесу

Вроде бы беспроигрышный и для вещателя, и для зрителя формат каверов, как выяснилось, сильно вредит карьерам участников. Сценарий грустный: человек поет чужие песни раз в неделю в прайм-тайм на «Первом» и сколачивает какую-никакую, но карьеру.

А там выясняется удивительное — его собственных песен никто не ждет: всем нужны каверы, исполненные на шоу. Печальный финал — людей берут буквально с улицы, и к шоубизу они объективно не готовы: у них, как правило, кроме голоса ничего и нет — ни образа, ни харизмы, ни амплуа, ни материала, ни сочинительского таланта. Грубо говоря, проект выкидывает людей в поп-мейнстрим, которому они совсем ничего не могут дать, кроме каверов. Год-два, и публика забывает про них: с новым сезоном появляются новые герои.


В этом смысле выходцы с «Фабрики звезд» были более «живучими» — с ними работали хореограф, психолог, педагог по вокалу и, в конце концов, продюсер. После адского интенсива в «Звездном доме» они были хотя бы немного были похожи на годных для сцены артистов. А там уже жизнь расставляла все на свои места — кто-то был готов лучше, кто-то хуже. 

«Голос» конкурсантам вообще ничего не дал, кроме эфиров в прайм-тайм. Это всего лишь караоке федерального масштаба.

В чем мораль? Выяснилось, что популистские настроения в духе «даешь органику в шоубиз» не работают — «кандидаты от народа» не умеют ничего, кроме как петь, и для того, чтобы стать большой звездой, нужно собой что-то представлять. А зрителя интересует лишь мимолетная драма жанра «ноунейм попал на телик и за что-то борется», которая заканчивается вместе с шоу.

«Голос» превратил пение в спорт, где соревнуются голосовые связки

Одна из главных проблем шоу — слово «голос» слишком буквально понимается и участниками, и менторами. Он может быть либо сильным, либо слабым — третьего не дано. Поэтому первые стремятся банально перекричать конкурентов, чтобы произвести впечатление на вторых: пофигу, что банальная песня исполнена в опостылевшей манере — послушайте, какой голосина!

В итоге слетают действительно крутые и достойные участники — кто не дерет показательно глотку и не дает хрипу или си третьей октавы, а поет известную песню в неочевидной, но крутой манере.

Например, буквально вчера мне на YouTube попался кавер песни «Ветер знает» от Ани Ворфоломеевой — если что, эта девушка поет в хорошей кавер-группе Young Adults, которая здорово перепридумывает на укулеле чужие треки. Она не надрывалась, а именно что очень деликатно спела хит группы «Браво» — результат предсказуем.

У песенных шоу — большой общий кризис

Это гораздо более общая проблема — не только «Голоса», но и обновленной «Фабрики звезд», и шоу «Песни», и какого-нибудь «Успеха» с Гнойным. А проблема вот какая — телевидение больше не может делать больших артистов.

Посмотрите стриминговые чарты Apple Music, VK и Яндекс.Музыки (или их сводную картинку) — старорежимных поп-артистов, чью карьеру когда-то запустили по старым правилам, там очень мало. Cygo, Леша Свик, Адлер Коцба, Hammali & Navai — эти люди появились не у Виктора Дробыша и Макса Фадеева, а где-то на YouTube (вроде канала Black Beats), то есть сами завирусились и дошли до топов.

Главное — изменился сам механизм раскрутки: сейчас карьеры в основном строятся снизу, а не моделируются и спускаются сверху. Навязать по телеку артиста уже невозможно — есть страшно любопытный кейс певцов Юркисса и Владимира, сыновей главы «Русской медиагруппы» («Русское радио», Ru.TV), которых пихают в ротации и «Золотые граммофоны», но толку — ноль: артист должен собой что-то представлять.  

Именно поэтому ощутимую пользу из песенных конкурсов (которые тоже являются частью этого старого механизма) выносят сейчас лишь более-менее состоявшиеся артисты — вроде Антона Беляева, у которого к началу «Голоса» уже была группа Therr Maitz, свой материал и определенная известность.

Он успешно поюзал шоу как промо-платформу и начал собирать залы побольше и покрупнее.

Та же самая история, кстати, и с PLC и шоу «Песни» — это редкий ныне случай, когда телек и правда помог подразогнать карьеру. Впрочем, Сергей и так был, по словам Тимати, «готовым состоявшимся артистом».

Вроде бы успешный пример Terry (которым этот пункт можно оспорить) здесь тоже не слишком однозначен: в паблике ВК у него чуть меньше 25 тысяч подписчиков. Это в два раза меньше, чем у Jubilee, почти в четыре раза меньше, чем у того же PLC, в десять раз меньше, чем у Lizer и в двадцать раз меньше, чем у Gone.Fludd. Выводы делайте сами.

Поп-музыка, благодаря интернету, демократизировалась и избавилась от гнета старых механизмов, в которых были продюсеры былого формата, телек и радио. И поэтому телевидение перестало запускать карьеры — потому что просто не может.


Главное
Шамиль Газибегов
10 Апр '21
1 291 
Новый бюджетник Realme отдают за гроши и с подарком. Подсказываем, где проходит такая акция
Дешевле нет даже в Китае.
Шамиль Газибегов
10 Апр '21
1 730 
Беспроводные наушники Sony сливают по самой низкой цене в МТС. Это гарнитура с АШП и зверской автономностью
Отличный вариант по соотношению цены и качества.
Шамиль Газибегов
10 Апр '21
1 887 
Редкий девайс на чистом Android рекордно подешевел. Это лучший аналог Xiaomi
Про этот середняк мало кто знает.
Шамиль Газибегов
10 Апр '21
2 528 
От нового хита Xiaomi избавляются на Али. Цена гораздо ниже, чем в России
У девайса есть только один недостаток.
Андрей Ставицкий
09 Апр '21
2 286 
Где взять Xiaomi Mi 11 Lite по самой выгодной цене? Если с промокодом, то только в одном месте
Щедрый подгон от души.
Андрей Ставицкий
09 Апр '21
1 952 
Элитный iPhone 12 Pro Max теперь стоит дешевле 100к. Важнейшая отметка пройдена
Не прошло и полгода.
Комментарии