Владимир Завьялов – об удивительном и закономерном.

Вы знаете Моргенштерна. Если нет, вкратце — это человек, который объяснял, почему популярный рэп проще, чем кажется. Потом он оставил это занятие. Затем удалил канал.

И, как выяснилось, вообще завязал с рэпом. Новый альбом Алишера — это немного поп-панка в духе группы «Пошлая Молли» и много более винтажного поп-панка по конспектам и методичкам группы Наив.

Причем нельзя сказать, что это очень передовой материал с горой музыкальных откровений. Шутка за триста про «Изирок» будет избитой, но справедливой. Прикол в другом — этот альбом зашкалил за сотню тысяч репостов. Если что, у откровенно побиравшегося Лизера было за двадцать тысяч.


Окей, спишем часть репостов на чисто фанбойскую активность, черные накрутки и прочие не самые честные методы (разыгрывают цепь за 250к, ну что за пошлятина?), да и сама метрика — еще не показатель. Но 180 тысяч — слишком уж высокая планка, чтобы ее не замечать либо пытаться недооценивать и дискредитировать.

Теперь просто бумажный факт: за пару месяцев до конца 2018 года главной по цифрам музыкальной записью года стал рок-альбом.


Последние несколько лет топовую цифру забирали исключительно рэперы — Оксимирон, Грибы, Лизер. Но теперь эта тенденция нарушена.

О чем это говорит? 

По року соскучились. Мысль о глобальной усталости от рэпа (которая вроде бы висит в воздухе) озвучивать пока явно преждевременно. Но быстрый успех «До того, как стал известен» (впрочем, как и «8 способов как бросить дрочить») — это индикатор того, что рок снова стал нужен — хотя бы как энергетический (и поведенческий) аттракцион.

Наблюдалось и наблюдается это, кстати, и внутри самого рэпа. Рэперы, даже победив, все равно эксплуатируют образ рок-звезд — кто-то вербально, кто-то визуально, очень многие энергетически, а кто-то берет все сразу. У Лизера в жанровой графе в «ВК» стоит «рок» — понятно, что это поза, а не позиция, но, если судить по его последним трекам, то это не такая уж и неправда.


Плюс ко всему, рок-музыка по концертному драйву все-таки дает фору рэпу — даже с учетом дикого прогресса последнего в этом плане. Я уже писал о лайве «Пошлой Молли» — такого безумия не видел ни на ATL, ни на Фейсе, ни на Хаски. С ним соизмерим разве что лайв ЛСП, но Олег выбрал абсолютно правильное решение выступать с живой группой.

Естественно, возникают вопросы и к самому рурэпу. В конце 2016 года The Flow составил список лучших русских альбомов жанра за 2010-ые годы. С одной стороны, конечно, рано. С другой — а сильно бы изменился список, если бы он был составлен сейчас? Вопрос риторический и очень интересный.

Показательный момент: последний в том хронологическом списке альбом — дебютник «Грибов», который сейчас воспринимается в глубоко прошедшем времени и завершенном состоянии. Вполне возможно, что сейчас мы наблюдаем закат карьеры Фейса (правда, совсем уж безапеляционно я бы утверждать об этом не стал), а о героях вот этого списка через пару лет мы ничего не услышим (но, опять же, не факт).

К чему я? За эти пару лет в жанре, по сути дела, не произошло настолько гигантских и тектонических сдвигов, как 3-5 лет назад, когда все началось с вечеринок AVG и Яникса, а закончилось ноябрем 2015-го. Главные герои остались при своих, и новые большие игроки приходят не скопом, а появляются точечно — вроде Gone.Fludd.

В то же время один за другим сдетонировали нерэповые «Пошлая Молли», Монеточка и Гречка — признак того, что рэпу навязали конкуренцию, и с этой конкуренцией придется считаться.

И еще: этическая грань между «блогером» и «музыкантом» стирается. В 2016 году Оксимирон наезжал на Хованского за то, что «блогер не имеет права предъявлять творцу на его территории». Юра очень эффектно парировал треком «Прости меня, Оксимирон», над которым в профильном сообществе больше смеялись.

Прошло два года — Джарахов фитует с Bumble Beezy, Даня Кашин баттлит с Гнойным, а Моргенштерн бьет рекорд по альбомным репостам. Да и огрызаться на блогеров просто за сам факт их музыкальной практики стало как-то неприлично.

Что до карьеры Моргенштерна — естественно, она должна пройти проверку лайвами, бэнгерами и временем. Как показывает практика, чем быстрее карьера начинается, тем быстрее она может закончиться.

Впрочем, тут не о карьере артиста речь — а о самом прецеденте. Грошовый рок-альбом под авторством блогера бьет рекорд по репостам, а через год мы можем даже не вспомнить ни о рекорде, ни о пластинке. Именно такой музыкальной реальностью мы и провожаем 2018-й.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.