Владимир Завьялов о менторе номер два.

Версус сейчас часто и по делу ругают – за «12 клевых людей на проекте Фрешблад», несуразные камео Епифанцева и Никонова и неадекватные реакции менторов на посредственные выступления своих ребят.

Уверен: как только птички и тигрята вырвутся из клеток, их тут же сожрут первые опытные МС напротив. Статус чьих-то протеже – слишком благодатная мишень, чтобы в нее не пульнуть.

Но есть один человек, которому Versus Fresh Blood протянул если не карьерный домкрат, то уж точно руку помощи.


Это Смоки Мо. Принято (небезосновательно) считать, что он сделал один из самых важных альбомов рурэпа – Кара-Тэ. Потом придумал броский и эффектный слоган Saint P. А еще вместе с другими МС (Крипл, D.Masta, Кажэ, Fike) создал тусу Def Joint, которая неплохо взбодрила рурэп в конце нулевых.

Правда, все перечисленные регалии относятся к прошедшему времени и даже минувшему десятилетию. В десятых Смоки Мо подписался к Басте на «Газгольдер» и подзатерялся при смене вех.


Обидно и несправедливо – на фоне радикальных перемен в игре Цихов рос, трезвел, мудрел и точил слог. Прыжок на новые биты получился уместным: «День первый» – один из лучших жанровых альбомов 2018 года.

Проблема заключалась в одном: творческие достижения плохо конвертировались в цифры. Альбом скромно (на фоне ньюскула) срезонировал среди лояльной аудитории Смоки. Также негативно сказались вечные ожидания второго «Кара-Тэ» от совсем уж реакционной публики.

Смоки Мо не хватило лишь желанного хайлайта к собственному творчеству – и тут на помощь пришел Ресторатор, предложив Цихову поучаствовать в самом неочевидном проекте в своей жизни.


Я не буду сейчас рассуждать о том, насколько глубоко Смоки погрузился в баттл-рэп, и размышлять о шансах его команды. Это неважно: с карьерной точки зрения участие в Versus – это однозначная личная победа Цихова.

Во-первых, сухие цифры: Смоки еженедельно появляется в кадре главного баттл-проекта страны. Ежемесячно – в качестве главного действующего лица. И все это на канале с четырьмя с лишним миллионами подписчиков. Если уж совсем придираться к цифрам – число его подписоты в ВК после Fresh Blood перевалило за сто двадцать тысяч (было около сотни). Это успех.

Во-вторых, Цихов, несмотря на отсутствие баттлового опыта, в конечном итоге предстал там в абсолютно органичной ипостаси умудренного гуру, который он культивирует на поздних альбомах: прямая и явная субординация между ментором и баттловиками ярко и характерно подчеркивает его амплуа. Чего, кстати, не скажешь об Оксимироне: по визуальному ощущению для своих «голубков» он не духовный гуру, а, скорее, шаристый старший брат.

В-третьих, даже искусственный конфликт с Оксимироном сыграл в пользу Смоки. Тут важно понимать две вещи.

С одной стороны, это опять же аудитория: небаттловая аудитория Окси привалила на Версус и узнала про Смоки. С другой стороны, репутация. До Fresh Blood Смоки Мо в глазах масс – это просто олдскульный рэпер из нулевых. После – хоть и в выдуманной войне стилей, но все же в рамках равновеликий Мирону соперник и выдающийся олдскульный рэпер из нулевых.

Надо отдать должное Ресторатору за то, что он раздает хайпа недооцененным людям из хип-хопа прошлого. Так, например, аудитория Версуса, благодаря судейству узнала про Папу Гуся и старое коммьюнити «Балтийский клан». DJ 108 из автора полузабытой песни «Дорога на Восток» превратился в лучшего, по мнению Тимарцева, арбитра Версуса. Другое дело, что Папа Гусь и DJ108 взяты из сентиментально-ретроспективных соображений, а Смоки Мо – все же еще вполне себе боевая единица.

В любом случае, взяв Смоки Мо, Ресторатор доказал практически невозможное – русский рэпер все-таки может красиво стареть, не уходя в шоубиз.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.