Владимир Завьялов — про общую причину главного скачка и главного падения в русской музыке 2018-го.

В нашей новой музыкальной реальности принято считать, что вопрос работы над звуком и формой музыки вообще отошел на второй план — голое высказывание стало важнее, чем то, как и чем оно конструируется и шлифуется.

За примерами далеко ходить не надо — концерты рэперов под плюс, минуса по 2 тысячи рублей, обличительно-показательное шоу «Изирэп», а на другом фланге — расцвет «новой русской волны» с небрежно записанной, сыгранной и спетой гитарной музыкой.

Очень любопытно, что дали под дых этой тенденции два главных музыкальных кейса года — взлет Монеточки и падение Фейса. 


Почему? Рассмотрим оба случая в деталях.

Два года назад Монеточка делала остроумный, но мимолетный мем-поп для паблика “абстрактные мемы для элиты всех сортов” — и это даже не фигура речи, Лиза действительно выступала на фесте этого паблика.


Важно — Лиза уже тогда изящно и ехидно осмысляла, комментировала и высмеивала контекст. Тогда почему эта музыка была мимолетной?

В 2017-м году в ее жизни появился самый важный для ее карьеры человек — БЦХ. Именно он приделал прилипчивое клавишное соло в «Каждый раз», поставил «Русский ковчег» на ноги (которыми, очевидно, танцуют) и откопал сэмпл, который превратился в «Нет монет». Надо отдать Лизе должное — БЦХ везде указан в кредитах и обласкан в интервью.

Заслуги самой певицы умалять будет тоже несправедливо — она стала еще тоньше смеяться над окружающим и здорово прибавила в цепкости и остроте текстов. Другой вопрос — стала бы «Каждый раз» хитом, если бы не дико прилипчивое клавишное соло и аккуратный инструментал в духе скандинавского инди-попа? Получилась ли бы вообще «Нет монет»?


Этим летом не утруждавшие себя ранее музыкальной аналитикой люди вдруг начали строчить оды и осанны Монеточке — была куча разного благолепия и благоглупости, но про БЦХ из непрофильных людей не написал никто.

Зря — именно его музыка озвучила песни Лизы так, что они стали хитами. Выяснилось, что ей просто понадобился грамотный продакшн, чтобы заслужить большую редакторскую, а потом и народную любовь. Грубо говоря, Лиза – музыка. И музыкант.

Теперь про Фейса.

Как вы помните, Дремин намедни отменил свой тур. Туры отменяют в двух случаях — здоровье (реже – семья) или плохие продажи. Во втором случае о причинах отмены обычно молчат — так сделал и Ваня.

Тут даже вопрос не в том, правда это или нет. А в том, что такое стечение событий вписывается в логику. «Пути неисповедимы» вышли месяц назад — 12 тысяч репостов. Простая арифметика: Gone.Fludd набрал сильно больше за неделю при том, что резонанс Саши Бузе (при всем уважении к его таланту и успеху) был не столь сильным, как у прошлогоднего Фейса.

Я уже разбирал альбом Фейса — это важный чекпойнт в русском рэпе сегодняшнего дня, но абсолютно проигрышное мероприятие для самого Ивана. Повторюсь — это очень прямолинейный (где прямые линии складываются в квадраты) и безыскусный социальный рэп с плакатными лозунгами и кричалками. Фейс не сумел или не захотел вписывать социальный подтекст в актуальную или изобретательную форму.

Какова была реакция? Колумнисты пришли плюс-минус к общему выводу, что это, конечно любопытный и важный жест, и за Иваном стало страшно интересно наблюдать, но вот слушать эти песни совершенно необязательно. Слушатели высказались жестче — просто почитайте комментарии под его постом — либо Ивана не поняли вообще, либо поняли неправильно. А чаще всего — просто не приняли его новое амплуа.

Занятно, что выход альбома сопровождался огромной помпой — фичер на BBC, интервью «Медузе». При этом сам альбом идеологически вписывался в ту самую новую музыкальную реальность, в которой высказывание, жест важнее музыки. Но реальность вышла иной — оказывается, что на концертах платят все-таки за музыку, а не голый акционизм. 

Чему учат обе истории? Тому, что за словесностью, диалектикой, жестами, фичерами и акциями все-таки скрывается музыка. Слушают музыку. И оплачивает жизнь музыканта (я про концерты) тоже музыка. Главное — про это не забывать.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.