Владимир Завьялов — про общую причину главного скачка и главного падения в русской музыке 2018-го.

В нашей новой музыкальной реальности принято считать, что вопрос работы над звуком и формой музыки вообще отошел на второй план — голое высказывание стало важнее, чем то, как и чем оно конструируется и шлифуется.

За примерами далеко ходить не надо — концерты рэперов под плюс, минуса по 2 тысячи рублей, обличительно-показательное шоу «Изирэп», а на другом фланге — расцвет «новой русской волны» с небрежно записанной, сыгранной и спетой гитарной музыкой.

Очень любопытно, что дали под дых этой тенденции два главных музыкальных кейса года — взлет Монеточки и падение Фейса. 

Почему? Рассмотрим оба случая в деталях.


Два года назад Монеточка делала остроумный, но мимолетный мем-поп для паблика «абстрактные мемы для элиты всех сортов» — и это даже не фигура речи, Лиза действительно выступала на фесте этого паблика.

Важно — Лиза уже тогда изящно и ехидно осмысляла, комментировала и высмеивала контекст. Тогда почему эта музыка была мимолетной?

В 2017-м году в ее жизни появился самый важный для ее карьеры человек — БЦХ. Именно он приделал прилипчивое клавишное соло в «Каждый раз», поставил «Русский ковчег» на ноги (которыми, очевидно, танцуют) и откопал сэмпл, который превратился в «Нет монет». Надо отдать Лизе должное — БЦХ везде указан в кредитах и обласкан в интервью.

Заслуги самой певицы умалять будет тоже несправедливо — она стала еще тоньше смеяться над окружающим и здорово прибавила в цепкости и остроте текстов. Другой вопрос — стала бы «Каждый раз» хитом, если бы не дико прилипчивое клавишное соло и аккуратный инструментал в духе скандинавского инди-попа? Получилась ли бы вообще «Нет монет»?


Этим летом не утруждавшие себя ранее музыкальной аналитикой люди вдруг начали строчить оды и осанны Монеточке — была куча разного благолепия и благоглупости, но про БЦХ из непрофильных людей не написал никто.

Зря — именно его музыка озвучила песни Лизы так, что они стали хитами. Выяснилось, что ей просто понадобился грамотный продакшн, чтобы заслужить большую редакторскую, а потом и народную любовь. Грубо говоря, Лиза – музыка. И музыкант.

Теперь про Фейса.

Как вы помните, Дремин намедни отменил свой тур. Туры отменяют в двух случаях — здоровье (реже – семья) или плохие продажи. Во втором случае о причинах отмены обычно молчат — так сделал и Ваня.

Тут даже вопрос не в том, правда это или нет. А в том, что такое стечение событий вписывается в логику. «Пути неисповедимы» вышли месяц назад — 12 тысяч репостов. Простая арифметика: Gone.Fludd набрал сильно больше за неделю при том, что резонанс Саши Бузе (при всем уважении к его таланту и успеху) был не столь сильным, как у прошлогоднего Фейса.

Я уже разбирал альбом Фейса — это важный чекпойнт в русском рэпе сегодняшнего дня, но абсолютно проигрышное мероприятие для самого Ивана. Повторюсь — это очень прямолинейный (где прямые линии складываются в квадраты) и безыскусный социальный рэп с плакатными лозунгами и кричалками. Фейс не сумел или не захотел вписывать социальный подтекст в актуальную или изобретательную форму.

Какова была реакция? Колумнисты пришли плюс-минус к общему выводу, что это, конечно любопытный и важный жест, и за Иваном стало страшно интересно наблюдать, но вот слушать эти песни совершенно необязательно. Слушатели высказались жестче — просто почитайте комментарии под его постом — либо Ивана не поняли вообще, либо поняли неправильно. А чаще всего — просто не приняли его новое амплуа.

Занятно, что выход альбома сопровождался огромной помпой — фичер на BBC, интервью «Медузе». При этом сам альбом идеологически вписывался в ту самую новую музыкальную реальность, в которой высказывание, жест важнее музыки. Но реальность вышла иной — оказывается, что на концертах платят все-таки за музыку, а не голый акционизм. 

Чему учат обе истории? Тому, что за словесностью, диалектикой, жестами, фичерами и акциями все-таки скрывается музыка. Слушают музыку. И оплачивает жизнь музыканта (я про концерты) тоже музыка. Главное — про это не забывать.


Главное
Тимофей Беляков
28 Янв '21
6
Лучший смартфон до 30 тысяч рублей отдают по скидке. Надо торопиться — скоро он пропадет из продажи
Это самый топовый девайс Realme.
Андрей Ставицкий
27 Янв '21
988
Лучший iPhone 12 подешевел. Особенно повезло жителям регионов
Сравниваем его с 12 mini.
Андрей Ставицкий
26 Янв '21
2021
iPhone 12 Pro уже стоит сильно дешевле, чем на старте. Знаем, где выгодно брать лучшую модель
OLED, три камеры с лидаром и 5G — убедили?
Тимофей Беляков
26 Янв '21
7064
Хитовые девайсы Realme можно урвать по отличным ценам. Рассказываем, как это сделать
Довольно щедро!
Шамиль Газибегов
25 Янв '21
5526
Флагман Asus ZenFone внезапно обесценился в России. Это уникальный девайс на чистом Android
Конкурентов почти нет.
Шамиль Газибегов
25 Янв '21
17092
Пора брать флагманы Samsung Galaxy S20. Девайсы стоят рекордно дешево
Собрали кучу полезных ссылок.
Комментарии