Владимир Завьялов – о живых шлагбаумах.

Мне очень нравится, что cо временем клиентоориентированным становится буквально все — в сельпо можно оплатить товары при помощи Apple Pay, а предельно вежливыми становятся даже торгаши на Апрашке.

Но одна деталь остается неизменной, причем неважно, где — в магазине бытовой техники, «Пятерочке» или премиум-бутике. Это охранники.

Естественно, речь не идет про абсолютно всех охранников — среди них эпизодически попадаются дружелюбные, адекватные и отзывчивые мужики. Но это редкость.


Чаще всего охранник олицетворяет собирательный образ своей профессии. И чем дольше человек что-то или кого-то сторожит за деньги, тем больше он в этот образ вживается.

Но обо всем по порядку. Ниже — список худших качеств охранников.


Недоговороспособность

Несколько недель назад попал в показательный инцидент: на концерте группы Oomph! В ДК, прости господи, Ленсовета не попал в фан-зону, которую оборудовали в оркестровой яме (!). Охранник не пропускал — нельзя, говорит, и все. Синдром вахтера в действии!

Почему нельзя, спрашиваю — у меня билет в эту зону куплен вообще-то. Просто нельзя, говорит.

Это слишком характерный эпизод в контексте работы охранника. Они бездушные и не способные хотя бы к минимальной эмпатии люди.


Их функциональность — что-то среднее между шлагбаумом и сторожевым псом. Есть директива — ее выполняем. Шаг влево-вправо — по уставу не положено. Договориться с охранником, имея за собой правду, а не котлету — нереальный сценарий.

Лень

С другой стороны сцены стоял еще один охранник. Он отправил меня обратно разговаривать с его коллегой. А потом и вовсе посоветовал идти в фанку через центр — сказал, что там есть проход. Прохода не оказалось — всех растолкали, уперлись в бортик.

Какие варианты были у охранника? Связаться со старшими, разрешить проблему, извиниться, впустить нас. Что сделал охранник? Не пошевелил ни одним из своих полужопий и нагло соврал, чтобы от него отвязались.

Опять же, хрестоматийный эпизод — меньше всего на свете охранник любит работать и больше всего боится слова «ответственность».  

Агрессивность

Дальше по тому же эпизоду. Я начал максимально настойчиво объяснять первому типу, почему прав я, а не он — у меня был на руках билет в фан-зону. В ответ получил что-то вроде «сейчас в лоб получишь».

Тоже показательная реакция: общее скудоумие персонажа знает только один язык — язык силы. Любая попытка противостояния с типом чревата хуком слева.

К слову, попробуйте вбить слово «охранник» в новости — на первой же странице получите, например, историю о том, как подростка заперли в холодильнике «Пятерочки» — сторожу показалось, что парень хотел что-то стыбзить.

Непрезентабельность

Вообще, рядовой охранник выделяется сразу – даже если он одет так же, как и сотрудники. В 99% случаев это мужчина за тридцать с лишним весом, выражением лица глубоко провинциальной наружности и такой же колхозной прической.

Это выглядит еще более-менее гармонично в условной «Пятерочке» и любом другом непритязательном заведении. Хуже, когда это магазин недешевой одежды. Или, скажем, музей. Или любое другое место, где затрапезный и не очень ухоженный тип с откровенно тупым лицом не вписывается в концепт заведения.

Характерный случай — когда в галерее современного искусства охранник сидит и жрет яблоко, аппетитно и громогласно причмокивая и при этом разгадывая кроссворд. Такого быть не должно.

Люди, как бы это цинично не звучало — тоже часть интерьера. Когда одна даже не особо значительная деталь выбивается из интерьера, это может просто порушить всю гармонию.

Неприветливость

Еще одна деталь, которая с ходу мажет всю картину. У охранника всегда недовольное лицо. Причем недовольно-подозревающее — он почти всегда смотрит исподлобья: не очень комфортно ощущать такой взгляд на себе.

Почему это важно? Да потому что в большинстве случаев охранник — это первый человек, которого ты видишь в заведении. 

Практика нанимать неприветливых «братков» еще понятна в барах и клубах — работенка по пятницам там прилетает регулярно. Но неясно, зачем мордоворот в магазине одежды: практической пользы нет никакой (чтобы поймать с поличным девочку-клептоманку, не нужны большие физические данные и устрашающий вид), а впечатление от заведения сходу же портится — не очень приятно покупать вещи там, где на тебя с порога смотрят косо.

Мнительность

Личный пример — я катался на велике и сломал наушники. Пришлось идти в ближайший магазин (какой-то условный «Кей» это был) и смотреть. Я стоял у стенда минут десять и выбирал, что лучше взять.

Где-то секунде на тридцатой надо мной навис большой дядя с постным лицом и начал меня, простите, пасти — притом, что с его кресла открывался отличный обзор на стенд с наушниками. Чем дольше я выбирал несчастные наушники, тем тщательнее он в меня вглядывался.

Выбор в магазе был нормальный, девушки на кассе — максимально дружелюбными, но наушники я купил уже в другом месте. Там, где меня никогда заведомо не заподозрят в воровстве.

Проверки

Худшее воплощение предыдущего пункта. Когда что-то беспричинно что-то пикает у датчика, к тебе неизбежно подходит дядя-охранник и просит показать сумку.

Конечно, наибольшая часть вины лежит на магазине — датчик глючит, исправьте проблему. Но и реакция охранника тут тоже важна: персонаж решает, что настало его время, и в большинстве случаев устраивает самый настоящий обыск — а откройте это, а покажите это, это и то.

Разумеется, в форме, близкой к ультимативной: армейское прошлое (а чаще всего именно оно) и/или синдром маленького начальника раскрываются в худшем виде.

Бывает и еще хуже — когда охранник просто решил, что ты что-то украл. Здесь он даже не имеет никаких формальных оснований на то, чтобы тебя обыскивать.

Что необходимо делать? Правильно, писать публичную жалобу на сторожа и обходить заведение стороной.

Безучастность

Пример — вот это видео. Охранник видит, как бьют лежачего человека — интересно, что же он делает? Правильно, ничего — это же не на его территории и не в его уставе.

Я же говорил, что охранник — это гибрид сторожевого пса и шлагбаума? Не только функционально, но еще и ментально. В этой ситуации дядя даже не вызвал скорую и милицию. Надавали бы ему по шапке за это? Вряд ли — просто, видимо, работа охранником атрофирует человеческие качества.

Главная ошибка в общении с охранниками — пытаться спорить, что-то доказывать и переубеждать. Это бесполезное занятие. Если хотите что-то доказать, сразу пытайтесь связаться с инстанцией повыше — шансов на помощь гораздо больше. Например, на следующий концерт в то самое заведение с оригинальной фан-зоной у меня есть скидка. Правда, вряд ли я туда еще пойду — спасибо охранникам.

И да, эйчарам на заметку — побольше времени и усилий уделяйте тем, кто будет сторожить ваше детище. Если клиентов постоянно пасет мордоворот, смотрит на всех как на воров и внаглую обыскивает, вся ваша клиентоориентированность в конечном итоге улетит к чертям.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.