Супернесправедливый расклад.


На днях в России вышла книга хакера Дмитрия Артимовича. Он известен тем, что в 2010 году вместе с братом на неделю положил платежную систему «Аэрофлота» – от DDoS-атаки было натурально не отбиться.

Но сейчас Дмитрий занялся конструктивом и выпустил книгу «Электронные платежи в Интернете». Там есть и про реальную стоимость одной-интернет-транзакции, и про мошеннические схемы (в разных странах, не только в России), и про то, как вернуть деньги, которые стянули с вашей карточки без вашего ведома.

Последний пункт – самый увлекательный. Лично я сгорел, когда узнал один факт.

Итак, в 1974 году Конгресс США принял Fair Credit Billing Act. Этот акт впервые узаконил 60-дневный срок, в течение которого владелец карты может оспорить ошибку в платёжной выписке.


Соответственно, если обладатель карты обнаружил ошибку, он должен отправить эмитенту запрос на оспаривание в письменной форме. А затем банк, выпустивший карту, обязан либо вернуть деньги, либо доказать что владелец карты сам совершил этот платеж.


Как это работает у нас?

В России есть чудесный федеральный закон «О национальной платежной системе». Там сказано, что у держателя карты на сообщение о мошенническом платеже есть ровно одни сутки.

Дальше – как повезет. Например, правила платёжных систем говорят, что вам все равно должны вернуть деньги. Вот только если наши замечательные банки не захотят выполнять эти правила, вам и обратиться будет некуда. Внутри платёжных систем жаловаться друг на друга могут только сами участники этих платёжных систем. А владелец карты таким участником не является.


Еще раз: в Штатах аж 60 дней на то, чтобы найти ошибку и всё разрулить. А у нас – один день. Не заметил за сутки – свободен, тебя легко могут послать.

Если что, 24 часа – это бессовестно мало: можно даже не почувствовать, что деньги утекают в неизвестном направлении. Да, SMS приходят, но (сюрприз) далеко не все постоянно обращают на них внимание.

Почему такой жесткий дедлайн вдвойне выгоден банкам?

Очередной любопытный и характерный факт: наши банки обожают продвигать, предлагать и продавать так называемую «страховку от мошенничества по картам». Наверное, каждому её впаривали при оформлении новой карты.

Это бред и развод.

Во-первых, по правилам МПС защита от мошенничества должна быть и так. Во-вторых, ЦБ ничего не делает с банками, хотя надо бы: по сути, банки предлагают за деньги получить то, что заложено в законодательстве (пусть и на один день).

Короче, просто обман. Не ведитесь на страховки, но тщательно следите за счетами, а то вас никто не защитит.

Вообще, книга Артимовича действительно классная и нужная, особенно для тех, кто часто платит в интернете. По кусочкам инфа из этой книги разбросана по форумам и специализированным сайтам – давно пора было всё систематизировать. Так что Дмитрию – респект.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.