Быть комиком в нашей стране невыносимо грустно.

Выпуск «вДудя» с Русланом Белым получился одним из самых скучных в истории шоу – и это уже повод задуматься. Но ещё больший повод, и просто самый интересный момент интервью, –рассказ комика о депрессии, с которой он борется уже несколько месяцев.

Депрессивный Белый, мрачный последний стендап Поперечного, КВН и «Аншлаг» как снаряды в информационной войне с Западом (столько нелепых пародий, как у них за последние пару-тройку лет, нет во всём репертуаре Максима Галкина), сроки за репосты – от сегодняшнего юмора в России идут слёзы, только горечи. Вдобавок – проблемы с качеством. Никто из перечисленных не делает по-настоящему смешно, а ТНТ-шникам и Поперечному по-прежнему очень далеко до действительно сильных стендапов.

Дело тут не столько в талантах, сколько в самой стране и её населении. Хороший юмор напрямую связан со свободой. В России её нет. Политика государства – даже не самая главная проблема. Сильнейшая самоцензура русского человека убивает в нём чувство юмора.


Любые темы легитимизируются в обществе через шутки. Очевидная в современной культуре мысль, которая была уже триста раз пересказана – от трудов Бахтина до влогов того же Поперечного.

Просто проведите эксперимент и пошутите за семейным ужином про смерть Кобзона или рак. Окей, тут можно сделать поправку на возраст. Но если вы провернёте тот же трюк в достаточно многочисленной группе любого провинциального города – реакция будет той же. В России подобные темы не то, что не лежат в плоскости юмора – они табуированы.


Великий сериал «Южный парк» все свои 20 с лишним лет проводит ровно под таким лозунгом – шутить можно и нужно обо всём, это помогает обществу. Гениальнее всего посыл раскрывает эпизод про 11 сентября, где герои весь сюжет рассуждают – прошло ли с момента катастрофы достаточно времени, чтобы можно было шутить над ней? В России же катастрофа не прекращается, и разворачивается она прямо в умах.

Поэтому Белый с Дудём и ловят такую светлую ностальгию по девяностым, удивляясь, что шутить можно было вообще обо всём – извращённая, кровавая, но свобода. И на контрасте – блок про репосты. Но даже более показательным в плане контрастности вышел рассказ о съёмках «Комика в городе» – в сегодняшней России всё настолько одинаково и проблемы до того общие, что придумывать новые шутки для каждого города просто не получается.

Оттого единственный по-настоящему качественный юмор сейчас встречается только в андеграунде – в незаслуженно малопопулярном «Stand-Up Club #1» и на батлах. Но даже здесь нет полной свободы – талантливые комики сталкиваются с нелепыми угрозами от простых людей, а на «Версусе» вырезают панчи про Кемерово.


Быть комиком в России – смертельно грустно. Несложно проследить, что почти всегда популярный юмор в нашей культуре строится на довольно пессимистичном фундаменте: от колких рассказов Чехова до бесконечных политических шуток на КВН, в Comedy и на ютубе.

«Чтобы стать русским, надо просто страдать», – эта «шутка» Руслана Белого, на которой не зря заострил внимание Дудь, больше походит на невероятно точный и мрачный афоризм. Именно в нём и кроется ответ на вопрос, почему у нас всё так плохо с комедией.

Юмора в медиа сегодня как никогда много, но нет ощущения тренда и чего-то социально значимого для населения. У ТНТ-шников, Поперечного и Долгополова есть своя, предельно разная, аудитория.

Но такого мощного стендап-движения, как в США и Англии, у нас никогда не будет. Историческое отставание – важный фактор. Но ключевая проблема – традиционность русской культуры, которую не искоренить никаким ютубом. Нам привычнее страдать, а затем уже смеяться над собственными страданиями.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.