Владимир Завьялов о двух сторонах радикализации Фейса.

В рурэпе сегодняшнего дня при всем его текущем многообразии уже давно зияла дыра – хип-хоп в России делают какой угодно, но только не политизированный – если речь идет о серьезном.

Кто бы ни брался за смежные сферы, политика всегда аккуратно (и не очень) всеми обходилась стороной. У Хаски и 25/17 лирический герой и Россия будто бы существуют отдельно от государства, Луперкаль обходится без прямых лозунгов и заточек, а «Горгород» слишком иносказателен. Ближе всех подобрался разве что Локимин, но едва ли язык повернется назвать его треки хлесткими лозунгами.

Грубо говоря, витающая в воздухе протестная повестка оставалась без озвучки. Не хватало того, кто, высказываясь о политике, грубо и абсолютно беззастенчиво назовет вещи своими именами, сохраняя серьезное лицо. Это сделал Фейс: «ПУТИ НЕИСПОВЕДИМЫ» – это ровно тот социально-политический манифест, который мог сделать на рурэп-сцене, пожалуй, только Дремин.


Это набор из восьми смачных кричалок, где автор песни про «Бургер» последовательно и безжалостно стреляет по мишеням сразу всех государственных институтов и связанных с ними проблем, цитирует Гумилева и называет страну «большой зоной».

Разумеется, это очень популистская запись – Фейс берет самые общие претензии и громогласно их транслирует – «коррупция», «полстраны по 228», «взятку взял очередной полковник-сыщик». Даже для самого неискушенного в политике человека ничего принципиально нового здесь названо не будет.


Тем не менее, эти строчки разбегутся на плакаты 9 сентября, Дремина позовут и в «Кактус», и на «Эхо Москвы», а сам альбом легко найдется по ключевику «самая политизированная рэп-запись в России». Во всяком случае, саундтрек протеста в ближайшее время точно будет звучать вот так. Да и массовое отношение к Фейсу изменится – посмотрите, пел про запад и бургеры, а теперь какой серьезный стал.

Но проблема в другом. За всеми политическими манифестами совершенно теряется сам рэп. «ПУТИ НЕИСПОВЕДИМЫ» – это удивительно старомодный и неизобретательный рэп без ударных строчек, намеков на хиты и собственно песен.

Кажется, что Дремин настолько увлекся содержанием, что начисто забыл о форме: рифмы слагаются настолько неотесаным и рубленым флоу, что пересади их с трэповых битов на бумбэп – и они зазвучат совсем аутентично. Биты, кстати, совсем грошовые, а последний трек «Молитва» – и вовсе тот самый бумбэп образца года эдак 2010-го.


Еще что важно: в этих манифестах абсолютно нет двойного дна – что читается, то и имеется в виду. Фейса все-таки полюбили и возненавидели за другое. Его раннее творчество – это в значительной степени арт-провокация: при всех своих прямолобости и примитивизме строчки про бургер и запад оставляли коридоры свободного пространства для домыслов, додумываний и трактовок.

«ПУТИ НЕИСПОВЕДИМЫ» думать не заставляет – это лишенная художественности документалистика, которая фиксирует обыденность в ее самом неприглядном виде. Здесь совершенно нет интересных ракурсов и новых сюжетов. Наблюдать за этим попросту неинтересно – за исключением, пожалуй, единичного вау-эффекта от метаморфоз Дремина.

Остановите пленку: это кино я уже смотрел.     

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.