Ездить в метро за границей и в других российских городах – круто. Там можно понаблюдать за местными в естественной среде обитания и заценить архитектуру, дизайн и логистику.

Я не был еще в очень многих метрополитенах мира, но пять из уже посещенных заслуживают самой низкой оценки.

Будапешт

Метро венгерской столицы как минимум занятное – четыре абсолютно не похожих друг на друга линии, въедающееся в мозг объявление о закрытии дверей «kerem vigyazzanak az ajtok zarodnak».


Однако два недостатка совершенно разрывают мозг. На зеленой и красной ветках ходят совсем новые поезда, на желтой, старейшей на континентальной Европе, маленькие ретро-вагоны. А вот на синей – мрак. Там используются вагоны мытищенского завода, до боли знакомые москвичам. Но если в столице России они чистые и починенные, то в Будапеште они страшно шумят, в них ужасно воняет, на них облупилась краска, а поломки и остановки движения – обычное дело.

Второй минус – ручная система контроля. Турникетов нет и в Германии, однако там пассажиров выборочно проверяют в вагонах. В Венгрии же жлобского вида контролеры стоят перед эскалаторами, проверяя входящих. Ну, как проверяя: ты показываешь им любую бумажку, а они думают, что это билет.

Другие дармоеды контролируют уже выходящих из метро на платформах, создавая толпу. Не думаю, что установить турникеты менее выгодно, чем держать на зарплате бессмысленных людей, портящих всем настроение.

Тбилиси

В Грузии при Михаиле Саакашвили прошла масштабная десоветизация – все коммунистические и социалистические названия исчезли с карты города. Но переименовать что-либо – это вопрос политической воли и кое-каких вложений, а СССР – явление куда более глубинное. Тбилисское метро – это типичный продукт советской инженерии, но, в отличие от метро Москвы или Петербурга, лишенный каких-либо изысков. Типовые тусклые станции.

Тбилисский метрополитен очень старый. С потолков падает штукатурка, а на древних эскалаторах бьет в нос запах плесени и сырости. Не спасает и ремонт. На станции «Варкетили», которую чинили в 2017 году, в конце января обрушился подвесной потолок. Помогут только очень серьезные работы, ради которых подземку придется на некоторое время закрыть.

Минск

В минском метро Советского Союза еще больше, чем в тбилисском, но, по крайней мере, он чистый и без неприятных запахов. Это странная претензия к транспорту, но лично меня разочаровали до ужаса совковые названия станций. «Площадь Ленина», «Фрунзенская», «Автозаводская», «Пролетарская», «Первомайская», «Октябрьская». Последняя, правда, дивно звучит на белорусском языке – «Кастрычницкая». Собственно, метро – чуть ли не единственное место в Минске, где можно услышать белорусский язык.

Это, впрочем, вкусовщина. Какой-нибудь немец или француз от колорита придет в восторг.

Есть и другая претензия.

Минск – большой город с пробками, толпами и всем вытекающим. Но при этом в метро всегда интервалы размеров в 5-7 минут в будни и чуть ли не в 10 в выходные. Из-за этого в вагонах всегда толпы и духота.

Странно, что в Минске не боятся толп, ведь с давкой связана одна из трагедий. В мае 1999 года на берегу Свислочи проходил пивной фестиваль и концерт крутой тогда группы «Манго-Манго». Началась гроза, и люди рванули в метро «Немига». Случилась давка и погибли 53 человека. Местная милиция многому научилась с тех пор, но увеличение числа составов на линии еще сильнее улучшило бы ситуацию.

Нью-Йорк

О метро Нью-Йорка уже написано в другом тексте. О грязи и крысах лишний раз говорить не будем, в конце концов, сами жители в этом и виноваты. Они кидают мусор на пути, и именно они голосовали против масштабной мойки станций – для этого метро надо было бы закрыть, а людям этого совершенно не хотелось.

Бесит другое. Вся система метро NY как бы говорит – ты нищеброд, иди зарабатывай на такси! Это при том, что подземкой там не брезгует даже мэр.

В чем это проявляется?

В Москве и Петербурге закрытие станций – форс-мажор. Об этом сообщают по громкой связи и в телеграм-канале метрополитена. В Будапеште при поломке на  маршрут тут же выпускают бесплатные автобусы.

В Нью-Йорке твои проблемы – только твои. «Господа пассажиры! Поезд сломался, мы постоим в туннеле где-то полчаса» – сообщает машинист будничным тоном и с отвратительной дикцией. О том, что без движения останется целая линия, могут сообщить в день ее закрытия. Метро работает круглосуточно? Вы можете просидеть на платформе час после полуночи, потом придет полицейский и скажет, что поездов не будет, а вам надо искать такси.

Так к своим пассажирам в мире, пожалуй, не относится никто.

Лиссабон

У метро Лиссабона есть фишечка – четыре ее линии имеют очень поэтичные названия. Линии подсолнуха, каравеллы, чайки и востока. На этом эстетическое наслаждение заканчивается.

Здесь можно простить запах сырости. Не потому, что он более приятный, чем в Тбилиси, но в Португалии сыростью пахнет везде.

Проблема в другом. В лиссабонской подземке самые криповые нищие. Они ползают на коленях, орут, воют, причитают, поют жуткие песни и пристают к людям. У них, как правило, нет глаза, уха, носа или еще чего-нибудь.

На платформы трудно попасть. Автоматы принимают только мелкие купюры и монеты, в кассах нет кассиров (а зачем кассы?), а перейти с платформы на платформу по одному и тому же билету не получится. Вот и выходит, что хочется поскорее свалить из этого рая для бомжей, да не получается.


Главное по теме «Европа»
Комментарии