Роман Загребин восхищается лучшим CEO в истории Apple.

Со смерти Стива Джобса прошло уже почти 7 лет, но успех компании все еще плотно ассоциируется с его личностью. И это легко понять. Именно Джобс создал iPhone, iPad и Mac – ключевые элементы успеха Apple в последнем десятилетии. Но сделать хороший продукт — еще не значит сделать историю.

А именно её сотворил Тим Кук, хотя и не получил за это должного признания. Когда говорят о величии Apple, личность Кука опускают, оставляют за рамками. В половине новостей про достижение десятизначной рыночной стоимости вспоминали Джобса, но практически никто не респектовал Куку.

А зря.

Тим возглавлял Apple весь период стремительного роста. Опять же: Джобса нет уже 7 лет, так что говорить об инерции и накопленном потенциале, как это делает Эльдар Муртазин, попросту тупо.

Еще до того, как стать CEO, Тим Кук на должности операционного директора руководил самым главным — деньгами и логистикой. Придумать iPhone – лишь предпосылка к успеху. Девайс еще нужно недорого произвести и продать беспрецедентно огромному количеству желающих. Ни у одной смартфонной компании нет такой маржи, как у Apple. Причем даже близко.

Недостаточное признание заслуг Кука связано с двумя факторами:

Во-первых, с тем, что мы смотрим на компанию как потребители. Покупатель хочет новые продукты, цены пониже, а качество повыше. И в этом ключе Apple действительно не смотрится столь же сильно, как в том же 2010-м. Но у любой коммерческой компании главная цель — прибыль, и если смотреть на эту метрику, то Apple показывает просто невероятные результаты.

За 2017 год Apple заработала 52.6 миллиарда долларов и стала самой прибыльной компанией года. Не среди технологических, а среди вообще всех, включая нефтяных гигантов, банков и продуктовых сетей. Это самый прибыльный год в истории всех публичных корпораций, если не учитывать пару исключений, связанных с продажей доли и налоговыми возвратами. При Джобсе Apple последние годы тоже неплохо зарабатывала, но даже речи не шло о том, чтобы ставить рекорды.

Во-вторых, Тима недооценивают из-за того, что такое положение дел выгодно самому Куку. Посмотрите на его письмо к сотрудникам по поводу триллиона. Там он как раз говорит, что деньги — не главное, что нужно сосредоточиться на выпуске «потрясающих продуктов», и, разумеется, вспоминает Стива Джобса, как бы самостоятельно отодвигая себя на второй план. Куку очень выгодна позиция, когда его воспринимают как продолжателя дела Джобса, а не самодостаточного директора.

Это не скромность, это расчетливость. Куку совершенно не нужно быть мессией, чтобы Apple хорошо зарабатывала. У компании уже есть мессия, просто мертвый. Но это не важно, ведь частичку Джобса сегодня можно продавать в каждом iPhone, и получается шикарно. Но, отодвигая себя на бэкграунд, Кук не забывает про собственные ценности. И продвигает он их крайне эффективно.

Кук — среди первых, кто начал топить за расовое и половое разнообразие на рабочих местах, за экологию, за приватность. Все вещи, которые важны Куку, сейчас оказались максимально актуальными в американском обществе.

Совпадение? Не думаю, учитывая, что 10 лет назад всем на это было практически наплевать.

Просто Тиму не важно признание, ему важен результат, и он его добивается любыми доступными средствами.

Это отличает его и от Илона Маска, который последовательно строит личный бренд, и от Стива Джобса, который был помешан на идее «поменять мир», причем неважно, в какую сторону.

В этой альтруистической позиции в совокупности с продвинутым пониманием рынка и заключается гениальность Кука. Сейчас уже ясно — его рецепт не временный, а будет работать столько, сколько потребуется. Уверен, через 25 лет в учебниках по бизнесу напишут именно про Тима, а Стив будет рассматриваться как тот ресурс, которым Кук воспользовался, чтобы привести компанию к величию.

Главное по теме «Apple»
Комментарии