Игорь Топорков про лучшую альтернативу Дудю.

Когда шоу Юрия Дудя стало популярным, на него сразу посыпались обвинения в сексизме, которые не утихают до сих пор. Ни Собчак, ни дамы, мелькавшие в «Новой России» и документалках, любителей заговоров не успокоили.

В ответ Дудю на YouTube стали появляться подчеркнуто женские интервью-шоу, самыми яркими из которых стали «Нежный Редактор» и «А Поговорить?».

«НР» – это милые девчачьи щебетания с постоянным раздражающим хихиканьем Татьяны Мингалимовой и ванильной заставкой. Шоу подчеркнуто интеллигентное и теплое, ему комфортно в тени «вДудя». И эта программа смотрелась невероятно выигрышно по сравнению с первыми выпусками «А Поговорить?».


АП создавалось и создается телевизионщиками с канала «Москва 24». Изначально они вообще не выкупали разницу между ящиком и ютубом, создав антураж передачи типа «Моя Семья» или «Про Это» из 1990-х годов. Долгая заставка со вздохами (к ней мы еще вернемся), типа интригующая музыка в начале, три хамоватые стервы в показательно коротких платьях. Одна стерва (Елена Сажина) – дурочка с переулочка, вторая (Мария Вискунова) – идеальная мегера, третья (Ирина Шихман) – где-то посередине.

Первым гостем был Николай ака Gorky Park Соболев, и девушкам в целом удалось главное – унизить его. Но в целом выпуск получился провальным. Дамы перебивали друг друга, натужно и безвкусно шутили, а Сажина вообще провалила дебют, начав вью с фразы «я вообще инстаграмщица и больше люблю фоточки, а не видео, и у тебя отличные фоточки».


Я был уверен, что это крах и что шоу загнется за пару роликов как «Виз-а-ви» Павла Занозина.

Но теперь «А Поговорить?» если не обогнало «вДудя» по качеству, то догнало точно. И вот почему.

Работа над ошибками

Команда «А Поговорить?» быстро сообразила, что формат бабского скандала умер где-то в коридорах Останкино в 2001 году. Уже во втором выпуске исчезла нелепая Сажина, оставив в кадре Шихман и Вискунову. Роли перераспределились. Дамы оделись чуть скромнее, снизили градус стервозности и стали классическим добрым (Шихман) и злым полицейским (Вискунова). Сначала это смотрелось неплохо, потом крикливость и неподготовленность Марии Вискуновой к интервью стала немного бесить.


Окончательно как интервьюера Марию похоронил выпуск с Людмилой Улицкой.

Знаменитая инстаграмщица смотрела на писательницу большими и удивленными глазами, а суть диссидентства сформулировала как «хождение по советским улицам с зелеными волосами как у меня».

В итоге Шихман осталась одна, и шоу взбодрилось, стало более разнообразным и глубоким.

Тогда же из заставки программы исчезло жуткое и безвкусное «Шоу с низкой социальной ответственностью». В шапке канала эта формулировка осталась, но это не так и важно.

Создатели АП не побоялись радикальных решений, рискнули и выиграли. Если посмотреть интервью Юрия Дудя с Бастой (первое) и с Михаилом Ефремовым (последнее), становится ясно, что анализа ошибок и поиска путей прогресса (например, более серьезная подготовка к беседе со стороны Юрия) там не происходит.

Конечно, у Дудя так и так будут миллионы просмотров, но на волне успеха чисто профессиональное желание совершенствоваться у него притупилось.

Раскрытие гостя

С одной стороны, секрет популярности Дудя как раз в его предсказуемости. Почему все с таким энтузиазмом пытаются угадать, кто будет у него в гостях? Потому что знают – будут вопросы про бабки и секс. И всем интересно, как столь желанный гость (Оксимирон, Дуров, Путин) ответит на эти вопросы и как он будет взаимодействовать с наглым Юрием. Это круто, но как же иногда хочется, чтобы гость раскрывался, а не просто заполнял анкету!

Ирина Шихман гораздо более гибкая и заточенная под гостя. В каждом интервью она умудряется сделать так, что ее почти не видно, зато собеседника мы узнаем со всех сторон. Дудь одинаковый всегда, Шихман каждый раз такая, какой ей надо быть для качественной беседы. С той же Улицкой она разговаривала как восхищенная и послушная ученица – для темперамента Людмилы Евгеньевны такой тип диалога наиболее приемлем. С Птахой она моментально включила бычку – Давид Нуриев быстро завелся и выдал дивный спич про гомосексуалистов, который сразу показал его невысокий интеллектуальный уровень.

Еще не ушедшая Вискунова совершенно не мешала.

С Татьяной Лазаревой и Верой Полозковой Шихман приятельствует, и она не стала этого скрывать, общаясь с ними как со старыми подругами. Обе дамы сразу растаяли и рассказали о себе все, что только возможно. Ну, разве что стихи в выпуске с Полозковой были лишними.

Именно из-за умения мимикрировать под гостя вытекает следующий пункт.

Класс в жанре «интервью с негодяем»

У Юрия Дудя роскошно получаются беседы с несимпатичными людьми. Дудь давит на них, перебивает, задает внезапные вопросы. Условный Жириновский сразу начинает путаться в показаниях и превращается в посмешище.

Шихман подходит к этому вопросу более изящно. В беседах с неприятными гостями (Всеволод Чаплин, тот же Жириновский) она врубает максимум женского обаяния и превращается в наивную студентку – «а вот объясните мне», «а вот я не понимаю», «нет, ну как так может быть».

Она давит на главное качество этих ребят – тщеславие. Гости тают перед красивой женщиной и вываливают все свое нутро. Идеал такой беседы – интервью с Дмитрием Певцовым. Адвокат Челищев почувствовал себя королем и весь выпуск нес такую дикую пургу про роль России в мире и про религию, что, кажется, окончательно закрепил образ неадекватного человека.

Исключением стал выпуск с Птахой, но повторюсь – этот товарищ может общаться только в стиле братковских разборок 90-х годов.

Подбор гостей

Тут все очевидно, поэтому буду краток. Гости Дудя – это либо хайповые персонажи, либо люди со схожими с ним взглядами, либо кандидаты в президенты РФ, либо Николай Соболев. В АП были и рэперы, и священник, и писательница, и политики, и артисты. И недосказанности после каждого не осталось.

Классные спецпроекты

У Дудя получился великолепный фильм про Бодрова и роскошный спецвыпуск про человека после войны. В остальном есть вопросы. В «Новой России» он раскрыл гостей, но подобрал их сообразно своим познаниям в искусстве. Прикладной художник, Евгений Гудзь на минималках, а также не самая великая актриса и клипмейкер – симпатичные ребята, но с пафосом называть их надеждой на прекрасной будущее странно. А фильм про Балабанова – это полтора часа размазывания темы ностальгии Дудя по концу 90-х – началу нулевых.

В АП вышло четыре спецвыпуска. Два из них, про молодых певиц и Girl Power, получились сумбурными. Про «Лето» и Рому Зверя – очень хорошим. Там было все. И погружение в атмосферу фильма, и погружение в нулевые годы, и раскрытие Ромы Зверя как человека. А последний, про рэперов 90-х, просто роскошный. С одной стороны мы увидели портрет эпохи, увидели, как эти ребята развивали культуру на выжженной земле. С другой – нам показали нелепых людей, которым страшно некомфортно жить сейчас. Сорокалетний Мутабор в идиотской кепке козырьком назад, Влад Валов, живущий только скандалами прошлого, и Децл с глазами шестидесятилетнего.  Думаю, следующий спецпроект будет еще круче.

Короче, «А Поговорить?» – шикарная история.

Но есть три вещи, которые надо срочно исправлять.

Заставка

Если уж вы больше не шоу с низкой социальной ответственностью, так избавьтесь от этого кошмара! Помада, туфля, оргазмические вздохи. Люди, это не канал «Дарьял ТВ»! Я понимаю, что ЦА «А Поговорить?» старше, чем у Дудя, но не на тридцать же лет.

К тому же, заставка затянута и слишком контрастирует с происходящим в кадре. Минаева и Красовского в «Анчоусах и Маргаритках» это уже подвело.

Интерактив с комментариями

На «Палаче» уже хвалили Татьяну Мингалимову за то, что она вывела злобные комментарии в топ. В АП тоже это обыграли: в конце выпуска Ирина Шихман зачитывает избранное. Но только если у Татьяны это выглядит как ирония, то у Ирины прямо-таки чувствуется обида. Она хоть и улыбается, но кажется, вот-вот заплачет как Марьяна Ро и завопит «люди, ну почему вы такие злые?»

Ирина, если вы это читаете, вы красивая женщина и большой профессионал, прекратите, пожалуйста, себя унижать. Не надо вопить в камеру «а что, вы правда думаете, что женщина не может быть успешной?!».

Фишки

Да, Ирина Шихман хорошо раскрывает гостя и прекрасно мимикрирует под него, но чтобы шоу реально стало суперпопулярным, нужны фишки, хотя бы в мелочах. У Дудя их миллиард: телефон в руке, прилипчивый джингл, блиц, конкурс, «оказавшись перед Путиным». Такое надоедает, но такое всегда запоминается.

Время найти такую фишку еще есть. АП, мы в вас верим.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.