Владимир Завьялов – о «туристическом гимне».
Шнурова есть за что критиковать – за описание обывательства в наихудшем его виде, примат видеоформы над аудио- и смысловым содержанием. Ну, и за то, что человек банально исписался – давайте уж называть вещи своими именами.
Но эпизодически Сергей Владимирович врубает режим тонкого социального сатирика. Как в новом видео.
На первый взгляд, это классический питерский репрезент: Шнуров катается на теплоходике «по рекам и каналам Петербурга» (произнести эту фразу нужно гнусавым голосом зазывающей тетки из громкоговорителя) и заводит привычную шарманку – вы, Москва – ого, а мы, Питер – огого.
Я чуть в это не поверил и сам. А потом послушал еще раз. И еще раз. И в итоге картинка радикально поменяла угол обзора.
Обратите внимание, какие два смысловых ряда Шнуров составил для Москвы и Питера соответственно. У Москвы – велодорожки, парк «Зарядье», «иные здания» вместо пятиэтажек, бесплатный интернет буквально везде.
У Питера – Пушкин в кителе да Эрмитаж.
Очередная нативочка Собянина? Вряд ли – из-за сильно разогретой повестки по этой теме (спасибо Коленьке Соболеву) рекламой выборов будет казаться все на свете. Шнурову можно инкриминировать что угодно – но не явную политангажированность: Сергею Владимировичу всегда хватало ума и словесного изящества для того, чтобы (очень скользко, на самом деле) огибать острополитические углы.
Это не реклама выборов. Это дисс на Петербург от петербуржца.
Давайте честно: Шнуров баттлит действительно по фактам. За последние семь лет (в 2011 году в Питере появился усатый дядя, который много молится и мало что делает) отрыв в благоустройстве между Питером и Москвой достиг колоссальной разницы.
Пока в Питере крайне спорно реконструировали Летний сад, а крысы-девелоперы хотят отнять Парк 300-летия (единственная крупная рекреационная зона в Питере рядом с заливом), в Москве отгрохали «Зарядье» с парящим мостом, амфитеатром и всем-всем-всем и радикально преобразили Парк Горького.
Пока в Питере над златом чахнут Эрмитаж и Русский Музей, в Москве открываются «Флакон» с «Гаражом» и однозначно лучший в стране Музей русского импрессионизма.
Пока в Питере с горем пополам достраивают две станции к ЧМ-2018, в Москве открывают МЦК с кондиционерами и вайфаем.
Пока в Питере два с половиной пенсионера стоят с картонками на митинге против сноса исторических зданий, московские «Городские проекты» и прочие урбанисты регулярно тычут носы московских властей в их косяки.
Можно сколько угодно рассуждать о том, чья эта больше заслуга – московских денег, Собянина или Варламова с Кацем, но прогресс Москвы по части благоустройства отрицать сложно.
Как и отсутствие этого прогресса в Петербурге. Виноваты здесь не только власти, но и петербуржцы с их историческим снобизмом.
Есть определенный символизм в том, что так тонко стагнирующий Питер задиссил именно Шнуров. Как бы то ни было, Сергей Владимирович – самый успешный и знаменитый житель этого города в последние десять лет. Для притока туристов сюда он сделал в десятки раз больше, чем местный комитет по туризму.
Жаль только, что к его словам никто не прислушается.