Команда Booking Machine внезапно выпустила один из сильнейших клипов в истории русской музыки.

В последние пару дней на «Палаче» то ругали, то хвалили Booking Machine с их предстоящим фестом: на слишком эмоциональное фанатское письмо Глеба Чернявского здравый и хлёсткий ответ дал Володя Завьялов. И да – это не попытка оправдаться и подтереть штаны, а изначально продуманная концепция диалога.

Моя позиция тут нейтральна: единственная причина потратить время и деньги на BMFest – это Bones. Нижеследующий текст – не очередная гирька в противовес грузу хейта, а непредвзятая оценка пока что главного русского клипа в этом году.

Соглашусь с Глебом, что в творчестве Мирон просел и в последние годы выезжал только на статусе. Окси засиделся на троне, но поражение от Славы подстегнуло – сейчас у вечного жида вторая молодость: он бросил пить, участвует в несколько проектах, воспитывает молодёжь в рэпе/батлах и даже выпускает треки.

BMFest – очередная вершина, к которой Окси с командой добирались год. Ещё до начала фестиваль не раз успели расхвалить и разругать. То же самое пригласительное видео вызвало много вопросов.

Booking Machine ответила достойно – выпустив один из самых сочных сайферов в истории рурэпа. Как вам такой тизер фестиваля?

Клип «Konstrukt» – пока что лучшее решение Оксимирона на посту CEO. Это разом и программное заявление, и реклама, и гид. Теперь предельно ясно, зачем в BM набрали настолько разношёрстную компанию – в коллабах они смотрятся бомбезно, да и окучивать несколько жанров и аудиторий намного перспективнее, чем массово тараторить рэпчик. По рекламе тоже всё понятно – клип и трек мгновенно стали хитом в интернете, продавая оставшиеся билеты лучше носатой физиономии на афишах.

Но лучше всего «Konstrukt» работает в качестве гида: теперь незачем читать, гуглить и тем более слушать каждого исполнителя – достаточно просто посмотреть девятиминутное видео, что понять, кто такие Jeembo, May Waves и Souloud.

Несмотря на традиционный для сайфера набор репрезентов, «Konstrukt» очень хорош и как самостоятельное произведение. Это определённо один из самых изобретательных клипов в истории русской музыки. Я не люблю видео «Ленинграда», потому что это уже не музыка, а короткометражки, почти никак не привязанные к треку.

У Элджея всё ещё хуже – его сделанные большими профессионалами клипы надо смотреть только без звука, потому что трек и видеоряд сочетаются примерно так же, как «Балтика 9» с мороженным «Фруктовый лёд». Все научились снимать клипы, но мало кто умеет делать реально качественный и не вторичный продукт. Даже отлично срежиссированный «Иуда» от Хаски – подражание позднему Тарковскому.

«Konstrukt» хорош именно как клип. При том, что снят он по всем канонам большого кино и даже с участием нескольких режиссёров. Крышесносный видеоряд тут работает не только в качестве красивой дорогой картинки, но и как многослойный визуальный текст. В каждой части своя стилистика, которая точнейшим образом отражает личность артиста. Даже с выключенным звуком всё про любого из МС будет понятно. Потому что съёмочная группа феноменально поработала с архетипами, символами и визуальными метафорами – зритель воспринимает информацию ещё до того, как успевает её осознать. Именно поэтому в комментах и медиа столь мощная эмоциональная реакция – клип работает по всем законам большого искусства, целясь прямиком в бессознательное.

Каждый из фрагментов абсолютно синкретичен – текст, флоу и картинка неразрывны и передают одну информацию. Я не слышал ни единого трека Souloud и Jeembo, но теперь прекрасно понимаю, кто они такие. Цветокорром, декорациями, операторской работой, сменой границ кадра и другими визуальными приёмами режиссёры десятикратно усилили репрезентативный и сюжетный ряды. Одна только завораживающая сцена с Локимином легко переплюнула его прошлый киноклип и по смыслу, и по визуалу, и по оригинальности.

И здесь вообще не важно, чей парт лучше. Ничей – в этом и смысл. Каждый крут по-своему – вот вам программное заявление BM и презентация команды накануне феста. На лейбле нет двух одинаковых людей – в этом его главная выигрышная сторона. Другая проблема, что нет суперталантов и мощных харизматиков, но это уже отдельный разговор.

Всю эту череду бесконечных и очень тонких референсов к культовым фильмам и клипам ожидаемо венчает сцена с Оксимироном. Подлинная кульминация – и сюжетно, и текстуально. Определённо лучший парт Окси со времён второго микстейпа. Весь парт он экспериментирует с флоу, снова талантливо любит себя и наконец-то поёт. Ещё и символ/мем подвезли – кадр с кипой определённо войдёт в историю.

«Konstrukt» ценен для современной русской музыки тем, что снят как настоящее кино, но всё равно остаётся клипом. Стилистика классики артхауса, американских и японских хорроров, рэперских клипов начала века, сериала «Ганнибал» и бесконечная рёфновщина не бросается на зрителя и никак не отвлекает от главного. Теперь мы точно знаем, что за лейбл Booking Machine на самом деле.

И надеемся, «Konstrukt» не останется его вершиной.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.