Игорь Топорков с подборкой совкового трэша.

«Осенний марафон» (реж. Г. Данелия, 1979 год)

Худсоветы и бесконечные цензоры – и бич, и благо советского искусства. Почему бич, объяснять не нужно. А вот благо потому, что в кино, литературу и музыку не могли попасть откровенные халтурщики и непрофессионалы. Да, в той же литературной сфере появлялись жуткие производственные романы (хотя даже в этом жанре есть шедевры), но самовлюбленные низкопробные дилетанты типа Олега Роя шли работать на завод, а не складывать слова в строчки.

Про кино то же самое. Советские фильмы отличает сложность персонажей, насыщенность диалогов, великолепная актерская игра.

Тем страннее, что шикарный режиссер Данелия и отличный сценарист Володин воспользовались такими грубыми мазками. Если главный герой Бузыкин по сценарию безвольный, он должен весь фильм проходить на безучастных щах. Его коллега Варвара (бездарная переводчица, чьи работы из-за отсутствия яиц корректирует Бузыкин) – жирная и курящая хабалка. Еще более примитивным сделан контраст между женой и любовницей Бузыкина. Жена – толстая, неприятная и уставшая тетка, любовница – до тошноты возвышенная филологиня. Все это делает фильм скучным и предсказуемым. Лично я тот факт, что герой не выберет ни одну из женщин, просек минут через пятнадцать после первого кадра.


«Вам и не снилось» (реж. И. Фрез, 1980 год)

Когда-то давно Антуан де Сент-Экзюпери написал книгу о маленьком принце, очень талантливую. Но ей стали с таким неистовством умиляться и с такой жадностью растаскивать на цитаты, что от ее приторности немного тошнит.

С «Вам и не снилось» схожая история. Тема любви подростков смелая и для советской литературы, и для кино. Но создатели фильма сделали ее, как сказал Гнойный, возмутительно милой. Виновата в этом в какой-то степени литературная основа. Галина Щербакова (автор рассказа, по которому снят фильм) вообще назвала персонажей Роман и Юлия. Госкино смекнуло, что это слишком жирно – так Юля стала Катей.

Кстати, по сценарию Катя – подросток, хотя в реальности актрисе Татьяне Аксюте было 24 и она была замужем. В фильме она говорила тоненьким голосом и хлопала глазками, что дико бесило своей неестественностью. Хорошо, что ее оттенил партнер Никита Михайловский, которому реально было 17 лет.

Короче: чрезмерное давление на эмоции порождает ощущение, что зрителя считают дурачком, а зритель такого не прощает.

«Обыкновенное чудо» (реж. М. Захаров, 1978 год)

Я понимаю, что меня сейчас возненавидят. Если «Марафон» и «Вам и не снилось» и так подвергались критике, то «Обыкновенное чудо» — священный сосуд, к которому нельзя притрагиваться грязными руками. Нужно только умиляться и напевать песню про «Нелепо, смешно, безрассудно». Но нет.

К этому фильму у меня есть единственная претензия. Марк Захаров, худрук «Ленкома», абсолютно театральный режиссер – непонятно, зачем он вообще полез в кино. «Обыкновенное чудо» состоит из унылых песен, унылых крупных планов и одной забавной сцены с Евгением Леоновым, который собирается поджечь овин и кутить.

Где здесь шедевр? Его нет.

«Двенадцать стульев» (реж. М. Захаров, 1976 год)

Литературный цикл Остапа Бендера – пример классического и жутко талантливого плутовского романа в куче колоритных локаций. Всю суть отлично передал Леонид Гайдай в ленте, снятой в 1971 году.

Захаров же пошел на преступление (кстати, именно так о его фильме говорил Гайдай), сделав из«Стульев» телевизионный мюзикл. В принципе, этот кейс мог бы спасти грамотный подбор актеров, но и здесь команда Захарова облажалась.

Я знаю, что до сих пор ведутся споры, какой из двух фильмов лучше, но, по-моему, споры здесь не нужны. Гениальный Андрей Миронов весь фильм кривляется и раздражает. Ноунейм Арчил Гомиашвили у Гайдая играет Бендера так, как должен играть именно в «Стульях» — тролль, хулиган, не лишенный как благородства, так и цинизма, человек-приключение. В «Золотом теленке» Остап уже другой, но об этом в другой раз.

Великий Анатолий Папанов играет Кису Воробьянинова как какого-то убогого бомжа из спившихся интеллигентов, Сергей Филиппов же, к моменту съемок почти помноживший себя на ноль, исполняет именно то, что нужно – жадность и трогательность. Я не говорю уже о, к примеру, Эллочке Людоедке, которая у Захарова выглядит максимально криповой.

«Неисправимый лгун» (реж. В. Азаров, 1973 год)

Я специально оставил это на финалочку. Четыре предыдущих фильма – небездарные и качественные, просто имеют либо серьезный недостаток, либо жанровую промашку. Даже унылое «Обыкновенное чудо» можно называть как угодно, но только не халтурой. Но вот «Неисправимый лгун» – это какая-то лютая дичь.

Лично я считаю самой тупой советской комедией «Невероятные приключения итальянцев в России», но к его созданию в основном причастны ребята с Апеннинского полуострова, а у них с киношным юмором туго. А вот «Лгун» — чисто советское детище.

Виллен Азаров, видимо, хотел опередить время и сделать комедию а-ля Джим Керри. Главный герой, парикмахер Алексей Тютюрин (смешная фамилия!) постоянно опаздывает на работу, потому что с ним случается адок. Но его начальник Мымриков (еще более смешная фамилия!) ему не верит, и считает, что он врет. Из этого можно выкрутить что-то крутое, но режиссер скатывается в банальности даже по меркам семидесятых: Тютюрина обливают водой, он встречает Эдиту Пьеху и африканского правителя. К сожалению, этот фильм часто показывают по ТВ и подают как шедевр.

Видимо, только потому, что ему сорок пять лет. 


Главное по теме «Кино»
Андрей Ставицкий
21 Сен '20
2 902 
«Решение принято не мной и не создателями программы». Антона Долина убрали из «Вечернего Урганта» спустя 8 лет работы
Есть версии?
Тимофей Яценко
21 Сен '20
2 205 
В России проклинают американский фильм про княжну Анастасию. Зрителям не понравилась одна деталь
«Руки прочь от русской истории».
Виталий Халюков
10 Сен '20
4 011 
Вышел трейлер нового фильма с Александром Невским – это очередной шедевр. Ждём обзора от BadComedian?
Тизер того, что обязательно выйдет.
Иван Ковальчук
10 Сен '20
2 029 
5 странных фактов о Яне Трояновой. Дружила с деревьями и оказалась дочерью Пушкина
Трэш-дива российской провинции.
Виталий Халюков
10 Сен '20
1 124 
Кого сыграл Ефремов в последнем фильме перед тюрьмой? Как ни странно, это кино про судебный процесс
Идеальное совпадение.
Андрей Ставицкий
09 Сен '20
1 952 
«Про талант актеров забыли». В премии «Оскар» появился лимит на геев и афроамериканцев
Теперь давать статуэтку будут не только за качественный сюжет и великолепную игру актеров.
Комментарии