Скам или не скам?

Два года назад Екатерина Романовская (тетя из твиттера – Катя Кермлин) запустила флэшмоб #ЯнеБоюсьСказать. Там девушки рассказывали об изнасилованиях – разумеется, своей историей поделилась и сама Романовская, которую в 2000 году порезали охотничьим ножом. Это правда жутко, чудовищно и печально – здесь вопросов нет никаких.

Но Катя вспомнила личную трагедию не просто так. Кейс с девятью ножевыми был нужен для рекламы кольца Nimb. Девайс вывели на Кикстартер, дали ему прайс в 250 баксов, а работать он должен был так: подключаешь к смартфону и юзаешь в роли тревожной кнопки.


Жмешь на клавишу в кольце, держишь три секунды, и сообщение с координатами прилетает всем контактам, указанным при настройке. Или не только им, но и просто людям, оказавшимся поблизости и установившим приложение Nimb. Словом, небесполезная вещь для тех, кто не хочет оставаться один в критической ситуации.

Флешмоб Романовской так зафорсился, что про Nimb какое-то время говорили как про гаджет, который скоро будет у каждого – вот вообще у каждого. Девушка, поняв, на какую волну хайпа она запрыгнула, сразу же бросилась верещать всем о своем проекте – вот линк на «Секрет фирмы», вот на SNC (там стартап назвали успешным), а вот на The-Challenger.

Кстати, в «Челленджере» есть такой фрагмент:

«Идея проекта Nimb родилась не у меня — систему придумали Леонид Берещанский и Никита Маршанский. К моменту нашего знакомства они уже два года занимались разработкой прототипа кольца и приложения. Мы встретились в марте 2014 года за дружеским ужином. Через неделю парни сделали мне предложение, надев на руку кольцо. Я сказала да и стала сооснователем проекта»

Во-первых, свадебная ассоциация – это катастрофически пошло. Во-вторых, умные люди, которые это увидели, всё поняли еще тогда, в 2016-м: ага, два парня договорились с тетей, у которой нет технических скиллов, но есть мощнейшая стори про шинкование – что-то здесь нечисто.

Подозрения оправдались. Реальная цель у флешмоба была лишь одна – максимально раскрутить продукт Nimb, на который в итоге собрали примерно 230 тысяч долларов (вместо изначальных 50 тысяч).

Тут есть два варианта:

1. Романовская просто не очень умная дама и не понимает, как всё работает. Она не учла факторы Китая (там работают лживые безответственные ленивцы), брака, сложных тестирований, проблем с ПО и так далее. Короче, ничего не учла. По сути, у неё была просто идея, которую она и продала шокированным читателям, так молниеносно скинувшим деньги на колечко.

2. Романовская – циничная крыса, которая знала, что ничего не выгорит, но упорно продвигала Nimb, словно Жак Фреско. Это грустно.

Через год после флэшмоба идея забуксовала – дедлайны сорвались, а конкуренты выпустили похожие гаджеты, причем дешевле. Екатерине пришлось оправдываться на сайте IncRussia. Материал обставили как «N уроков для стартапера» – ага, как будто Романовская не облажалась вместе со своими партнеришками, а просто получила опыт.

Что сейчас?

В октябре 2017 года на VC появилась новость, что первую партию колец уже практически рассылают. В феврале 2018 года кольца вроде как доехали до России, но попали только к тем, кто заказывал их изначально (общий объем первой партии – 10 тысячи человек).

Реакции вообще ноль. Нет ни обзоров, ни отзывов, ничего. Был только такой пост в ленте фейсбука Романовской:

Комменты там тоже норм:

Доставляют изо всех сил, ага. Плюс полтора года к дедлайну.

Кстати, открытые продажи Nimb стартуют не раньше 2019 года – ждать еще долго, учитывая, что предыдущие сроки стабильно руинились.

А теперь – убийственная цитата из «Ведомостей»:

«Помимо кампании на Kickstarter, где Nimb собрал $237 775, его основатели (Берещанский и Никита Маршанский) вложили в проект около $500 000 собственных средств, происхождение которых Берещанский не раскрыл»

Так зачем тогда вообще был нужен Kickstarter?

Три вывода:

1. Пиар от Романовской получился гениальным – Nimb на какое-то время стал самым важным российским стартапом. Душевная раскрутка, никаких вопросов;

2. Реализация идеи – хуже не придумать, настоящий стыд. Техническая часть провалена с дичайшим грохотом. Ни за что не поверю, что сами основатели еще видят в кольце хоть какой-то потенциал;

3. Если тут и скам, то не совсем тупой и примитивный. Ребята всё же вложили какие-то деньги и в разработку, и в физический продукт, и в приложение. Но, конечно, улетевшего в пустоту баблища там тоже навалом.

Что-то мне подсказывает, что массовым Nimb не станет абсолютно никогда. Но всё равно будем следить за проектом дальше – тем более, это несложно, ведь новости прилетают всего 3-4 раза в год.


Главное по теме «Nimb»
Комментарии