Здравствуйте. Меня зовут Николай, я не знаю наизусть ни одного трека Оксимирона, не слышал ни одной песни Луперкаля, не знаю у кого и зачем байтит Lizer и не назову даже десяток представителей западной новой школы.

Именно так, как в клубе анонимных меломанов, я чувствую себя во время просмотра практически любого выпуска «Афиша. Видео». Почему они загадывают каких-то рэперов-ноунеймов? Почему в таком количестве? Почему их так легко отгадывают бесконечные гости-рэперы? Я что, оказался в параллельном измерении, где тоталитарной рэп-Россией со столицей в Горгороде правит Оксимирон?

Но нет, в этом, на самом деле шикарнейшем проекте, есть один выпуск совершенно иного толка. И знаете, как он называется? «Антирэп»! То есть вот настолько всё печально.

Но и это ещё не конец. В гостях там вроде бы вполне широко и давно известные группы и исполнители: СБПЧ, Pompeya и Manizha – каждый заслуживает отдельного выпуска. В большинстве комментов тон примерно такой же – наконец-то нормальная музыка и нормальные гости. Но в соцсетях реакция радикально противоположная – сразу в нескольких пабликах и каналах начался хейт не только выпуска, но и его гостей. Одному из авторов даже пришлось писать оправдательную колонку.

Яркий пример – пост с канала PRNRP. Данил обычно пишет о музыке замечательно и разбавляет рэп-контент ещё чем-либо важным. Но его отношение к современной рок-музыке, особенно русской, просто сектантское. Гостей «Антирэпа» и всю не хип-хоп среду он обзывает «псевдомузыкой». Один из главных аргументов – отсутствие трушности. Критерий настолько эфемерный и ничего не значащий в искусстве, что сразу появляются сомнения в адекватности автора.


Почему талантливые русские инди-музыканты должны «продолжать дело Кобейна», который вообще так себе музыкант? Зачем им относить себя к андеграунду или мейнстриму? Чем это музыка, например, лучшей лайвовой группы страны Shortparis (которую та же «Афиша» благодарит за то, что «спасают нас от рэпа») не «настолько ох***на», как музыка любого русского МС?

Русские музыкальные медиа тотально зависимы от рэпа. Особенно показателен здесь тот же Telegram, где большая часть музыкальных каналов – о хип-хопе. Причём любой более-менее сносный канал о рэпчике быстро и легко обгонит по подписчикам какой-нибудь хороший канал с музыкальной аналитикой, вроде VOICE.

Даже каналы с качественной рэп-аналитикой зачастую сектантские. Про PRNRP я уже сказал выше. Но ребята с канала «По фактам» идут ещё дальше. Да, они делают шикарный экскурс в историю рурэпа и вообще отлично разбираются в жанре. Но зачем возводить его в культ? Минимум треть контента там посвящена бурчанию в стиле «хватит лезть в рэп!» Парни ежедневно сыпят скриншотами спортивных сайтов, политических колонок и соцсетей известных личностей, которые позволяют себе рассуждать о рэпе или, о ужас, делать на эту тему вордплеи в заголовках. Ощущение, будто у всех фанатов хопчика на него личная собственность.

Всё бы ничего, но подобные медиа не просто облизывают хип-хоп, но и откровенно хейтят любую музыку, формируя у аудитории ошибочное мнение о ней. Те же «По фактам» при любой возможности шутят про любую знаковую группу, вроде той же Pompeya, и говорят о каких-то мифических «хипстерах».


Это смешно вдвойне, потому что сегрегация всегда была свойственна хип-хоп культуре. Нет и не было никакого противостояния рокеров и рэперов со стороны первых, потому что: а) понятие «рок-музыка» само по себе глупое и слишком широкое; б) хороший музыкант с длиннющим культурным шлейфом за спиной всегда впитывает любой новый жанр. Если вас пиз***ли панки в детстве, это не значит, что вы стали частью мифической войны рока и рэпа.

Протестность и ЧСВ рэп-фанатиков вполне понятны. Жанр молод, а молодым это свойственно. Поэтому любой рэперок любит вспоминать, как в молодости его гнобили и как затем он стал королём. Рэперы инфантильны ещё и потому, что инфантилен сам жанр. Пусть он уже далеко не так прост, как раньше.

Да, жанр на хайпе и вполне заслуженно – что за рубежом, что у нас сейчас настоящий ренессанс хип-хопа. Поэтому вполне понятны стремления различных медиа развернуться именно в эту сторону. Но популярность рэпа не делает его лучшей музыкой ни вообще, ни сейчас. Он популярен, востребован и хорош, но параллельно в других жанрах тоже происходит масса выдающихся вещей.

Я безумно люблю тех же Кендрика и Канье, считаю их гениальными музыкантами, но никогда не назову лучшими на сегодня. Просто по тому, что существует группа Radiohead, которая сделала для музыки не меньше The Beatles и делает до сих пор. О какой победе рэпа над всем можно говорить, пока происходят безумные эксперименты в ню-джазе, пока Hauschka открывает новую эпоху в истории академической музыки, пока Carpenter Brut возвращает в культуру моду на 80-ые, пока Arctic Monkeys взрослеют с каждым альбомом и пока на Bandcamp ежедневно появляются десятки талантливых музыкантов?

Никакой победы рэпа нет даже на западе. Да, у многих МС выдающаяся статистика просмотров и прослушиваний, но даже тут им далеко до Джастина Бибера, Тейлор Свифт и какого-нибудь выстрелившего летнего хита. А по значению и влиянию на музыку количество МС никогда не превзойдёт количество важных современных композиторов или изобретательных групп, вроде Tame Impala.

Рэперов много, потому что им проще начать – каждый третий школьник способен натыкать минус в Fruity Loops, но не многие готовы учиться гитаре. Массовость рэпа вполне понятна и закономерна, как и массовость футбола. Но популяризация далеко не всегда приводит к качеству. С каждым годом в тоннах одинакового рэперского говна всё сложнее найти жемчужины.

В России ни о каком торжестве тоже говорить нельзя. Можно сколько угодно боготворить Оксимирона и Басту, но все эти годы большая часть страны слушает «Ленинград» и Дорна. Если полезть в эстраду, то поражение будет ещё более болезненным. Но сегодня русский хопчик не вывозит даже против другой молодёжной музыки.

2018-й год, каждый второй релиз – рэперский, МС везде – от ютуба до телека, но лучший альбом года, по всем показателям, у Монеточки. Безумный хайп, солдауты, выступления на всех топовых площадках, тонны интервью, рецензии от Земфиры до Ваенги – такого не было даже у Окси в лучшие времена. 20-летняя певица сделала это всего одним релизом, на который вообще не ставила.

Но, вот парадокс, в рэп-среде главную певицу года толком и не слышали. На недавнем ивенте RBL у одного из батлеров была очевиднейшая схема по «Раскраскам для взрослых», которая угадывается с первой же строчки. Но не аудиторией батлов – в зале скромно пошумело человека четыре. Рэп ничего не порабощал, он просто создал вакуум.

Важнейший фактор даже не таланты, не простота и не внимание медиа – удушающее чувство перегруженности рэпом идёт от его аудитории, которая невероятно огромна. И она зачастую невосприимчива к другой музыке. Эти люди легко отличают всех Lil’ов и знают наизусть треки Flesh’а, но никогда не слышали о существовании daKooka и «Убийц».

Именно поэтому появление вторичной и просто плохой «Пошлой Молли» воспринимается как откровение и новое слово в музыке. А, возможно, лучший современный русский музыкант Влад Паршин до сих пор со всеми своими проектами остаётся лишь локально известен и используется рэперскими каналами только как пример «устаревшего хипстера». Но почему-то никто из русских рэперов и близко не добился такой же востребованности за рубежом, как Motorama или Ic3peak. Последние и вовсе долгое время были популярны за рубежом больше, чем на родине. До тех пор, пока не записали альбом на русском, который точно не назовёшь лучшим в их творчестве.

Громить рэп по фактам можно долго. Достаточно вспомнить то же непомерное количество байта, которого не знала даже рок-музыка времён расцвета. О чём речь, если даже лучший русский клип года (нет) – это унылая пародия.

Я могу бесконечно находить намного более качественную альтернативу любому рэперу в других жанрах и дальше критиковать зашоренную аудиторию. Но зачем? Ведь отрицание рэпа – такая же зашоренность. В этом жанре тоже есть огромное число исполнителей, которых я гоняю на репите и ещё больше тех, кого только предстоит открыть. Но нельзя забывать, что музыка – это бесконечная вселенная с бесчисленным числом галактик. Можно оставаться в родной и, как какой-нибудь Микси, кичиться своей любовью к хип-хопу. А можно путешествовать по разным и делать открытия, расширяя своё сознание.

Да, рэп дико достал. Но ещё больше достали те, кто не хотят видеть ничего, кроме него. Надеюсь, когда-нибудь я очнусь в реальности, где плейлисты «Афиши» хотя бы на 50% состоят не из рэпа, и в комментах там будут благодарить за новые группы, а не за возможность отдышаться.


Главное
Андрей Ставицкий
03 Мар '21
358 
Мировая премьера Xiaomi Redmi AirDots 3. Сейчас наушники можно купить по самой низкой цене
Ценник очень гуманный.
Андрей Ставицкий
03 Мар '21
924 
Стоимость Xiaomi Mi Watch Lite на время обрушилась. Нужно просто забрать промокод
Совсем скоро они станут бестселлером.
Андрей Ставицкий
02 Мар '21
3 195 
Стоимость лучшей версии iPhone 12 опустилась ниже важной отметки. Хотите скидку 15 тысяч рублей?
Скидку пришлось ждать четыре месяца.
Андрей Ставицкий
01 Мар '21
5 708 
Взять Xiaomi Poco M3 или робот-пылесос? Можно и то, и то – у русской Xiaomi распродажа
Поспешите — акция продлится до 4 марта.
Андрей Ставицкий
25 Фев '21
9 029 
Xiaomi Mi 10T мощно скинул в цене. C промокодом девайс выйдет еще дешевле
Такой низкой цены мы еще не видели.
Андрей Ставицкий
24 Фев '21
9 072 
Крутые часы для туристов продают со скидкой. А еще за покупку Honor Watch GS Pro отсыпят бонусов
Они стоили неприлично дорого, но теперь подешевели.
Комментарии