Владимир Завьялов – о том, как Земфира превращается в Лозу.

Молчащая обычно по поводу плюс-минус всего, что происходит в последние десять лет, Земфира неожиданно жестко проехалась по главным певицам текущего момента. Спойлер – Гречка некрасивая, у Монеточки все хорошо, но мерзкий голос.

Ниже – три причины, почему она сделала это зря.


Земфира легитимизировала сравнения Гречки и Монеточки с ней. И, возможно, их побоялась

Как я уже отмечал, эти сравнения абсолютно беспочвенны. Гречка с Монеточкой – пока что героини момента, и им еще предстоит вывезти длинную дистанцию.

Кроме того, все три – концептуально о разном. Если Гречка и пытается освоиться в поп-звуке не без оглядки на ту же Монеточку, то они обе равноудалены от Земфиры – разные эпохи, разная этика, разный слог и разный контекст.

Земфира, высказавшись на их счет – неважно, как – (учитывая, что Талгатовна вообще крайне редко что-то говорит) – это не только нотариальная печать на полотнах текстов мужчин средних лет о «новых земфирах», но и конкурентное признание обеих.


Популистские высказывания о том, что она и правда «побоялась давления снизу», все же небеспочвенны – за последние лет как минимум пять я не припомню года, в который у нас бы выстрелили сразу два женских имени.

Земфира давно облюбовала для себя порфироносный трон главной певицы страны и привыкла к тому, что его никто особо не трогает. Отсюда и молчание – имеется в виду творческое. Просто представьте – когда Земфира выпустила последний альбом, только появился Versus, Оксимирон еще не совершил «переворот игры», в рурэпе все еще правили люди вроде Рем Дигги и The Chemodan Clan, а какой-нибудь Трилл Пилл еще ходил в шестой класс.

Пять лет по нынешним меркам – очень много. Рано или поздно под троном Земфиры должно было хорошенько тряхнуть – в смысле, должен был сформироваться запрос на новых больших местных певиц. Я даже удивлен, что это произошло только сейчас.


Земфира спровоцировала конфликт поколений

Не удивлен, если госпоже Рамазановой приходится прямо в эту секунду чистить личку от тонн критики в свой адрес.

Вряд ли это большая проблема – хотя, если она жаловалась на весь фейсбук на назойливых фанов, наивно думать, что самый большой хейт в ее адрес за всю, наверное, ее карьеру (а он будет) не доставит ей вообще никакого дискомфорта.

Впрочем, проблема тут в другом – Талгатовна зачем-то расчертила поколенческую границу. Расхожее в рэперской среде слово «Нарния» здесь к Земфире более чем применимо – с такими же претензиями к «новой школе» выступает Влад Валов – во многом именно огульная и довольно нелепая критика происходящего сейчас сделала его не почетным патриархом рурэпа, а поехавшим стариком.

Если Земфира продолжит критиковать в таких же категориях – в глазах совсем молодых точно преобразится во Влада Валова – то есть старую брюзгу. В эпоху сетевых скандалов нельзя так растрачиваться собственной репутацией.

Земфира десакрализировала свой же образ

У артиста с большим именем и иконическим статусом может произойти момент более-менее глобального разуверения в его нимбе. Так произошло с группой Radiohead в 2011 году, когда вышел The King of Limbs – оказалось, что Том Йорк — больше не главный инноватор, а подсматривает за Four Tet. Брать масштабы поменьше – Оксимирон, которому после «Аргентины-Ямайки» и прочих «злых голубей» поломали павлиний хвост.

Земфире хватило одного поста. Надо понимать, что Земфира – намеренно или нет – годами выстраивала (и выстроила) аскетичный образ.

Понимаю, почему: была очень показательная передача Малахова 2005 года, посвященная Земфире – собрались придворные потешные критики вроде Гаспаряна или Капитолины Деловой (читатель «Палача» не помнит этих имен – и хорошо), поп-певцы и другие фрики – они задавали ей тупые вопросы и пели заштампованные и пошловатые осанны. Земфира смотрелась там инородным телом – она только что выпустила дико экспериментальный по меркам рокапопса альбом «Вендетта». Тогда стало понятно, что Рамазанова – это монументально и очень надолго.

С 2005 года вышло всего два альбома – «Спасибо» и «Жить в твоей голове», не в пример остальным очень камерные и очень личные.

А еще Земфира резко прекратила общаться с прессой.

Из-за редких высказываний и еще более редкой новой музыки у Земфиры сложился образ крайне закрытой и, простите, таинственной драматичной (и мудрой) интеллектуалки, который – будем честны – больше додумывают.

Один пост дал понять, что Земфира – это человек, который выпал из контекста, судит людей по внешности, для описания и оценки музыки использует архаичные и примитивные критерии, да еще и не дружит с орфографией и пунктуацией. Было – таинственный гений. Стало – сварливая старая душная и, простите, не выкупающая тетка, которая выставила себя хабалкой.

Чем больше человек молчит, высказываясь лишь за счет музыки (и редчайших и совсем не показательных интервью) и чем больше его молчание становится краеугольным камнем его образа, тем более золотым становится это молчание.

Но Земфира пренебрегла очевидным правилом и порушила свой образ интеллектуалки.

Чем это чревато?

Во-первых, к ней с некоторых пор прекратят обращаться за успокоением юные драматичные особы. Когда-то это должно было произойти – Земфира давно не пишет ничего нового. А теперь она еще и грубо высказалась о главных теперешних певицах и расчертила поколенческую границу. И, возможно, отсекла от себя важную часть молодой аудитории.

Семнадцатилетним не нужно небо Лондона и рифмосплетения, которые необходимо додумать. А прямые строчки без двойного дна – это не про Земфиру. И не про ее поколение.

Во-вторых, подобные высказывания просто непозволительны для образованного человека статуса Земфиры. На нее совершенно заслуженно наехали за лукизм, первобытные критерии оценки, откровенное невежество и хамство.

Земфира Талгатовна, остановитесь. Вы откровенно недооцениваете институт репутации – если продолжите поливать помоями молодых, превратитесь во Влада Валова. Или Юрия Лозу.

Не думаю, что вы этого заслуживаете.


Главное по теме «Гречка»
Владимир Завьялов
31 Мар '19
12 977 
«Дальше только Ургант». Кто такая Алена Швец — свежая подростковая звезда и новая Гречка
Владимир Завьялов – о селебрити 2001 года рождения.
Павел Городницкий
05 Сен '18
8 009 
Как нельзя реагировать на Гречку и Монеточку
Инструкция для адекватных людей.
Павел Городницкий
19 Июл '18
6 970 
Земфира – скучная переоцененная тетка. Ее образ создали несчастные люди
Она давно уже не королева.
Владимир Завьялов
19 Июл '18
6 211 
Гречка поиграла в Монеточку. И проиграла
Владимир Завьялов о том, как не надо переобуваться на ходу.
Николай Кубрак
21 Июн '18
7 058 
«В США – общество подавленных инстинктов. Оно рождает монстров и серийных убийц». Большое интервью продюсера Гречки и арт-директора «Ионотеки»
Николай Кубрак поговорил с Александром Ионовым.
Редакция «Палача»
04 Июн '18
7 927 
Монеточка порешала «Пошлую Молли» и Гречку. Ей нужно больше петь про любовь
Владимир Завьялов – с рецензией и советом.
Комментарии