Владимир Завьялов – о разведенке-гимнописце.

Есть в русской музыке одна бессменная грустная традиция – у нас так и не научились писать гимны к важным спортивным событиям. Будь то Олимпиада или чемпионат мира по футболу, кто бы ни брался – получалось откровенно плохо.

Вообще, главные слагаемые любого спортивного гимна – это а) ненаигранный пафос б) серьезные щи в) предустановленная стадионная энергетика артиста – все, разумеется, в разумных пределах.


Кто только не пробовал – от Кипелова до Басты: кто-то не знал меры, кому-то не хватало харизмы, а чаще всего просто страдал материал.

Позарился и Шнуров – статус главного по цифрам человека с гитарой в стране все же обязывает. Сначала был гимн «Зенита», а потом Сергей Владимирыча понесло – фит со Слепаковым в сменной обуви, заказуха для телека, джингл для передачи Невзорова на «Эхе» и просто черте что про «Дедпула».

Оставим за скобками песенку про «Дедпула» как ситуативную мем-отработку инфоповода – это мимолетная инстаграмовская история. Да, слово «история» здесь в двух смыслах – омерзительном фейсбучном и буквальном инстаграмовском.

Джингл тоже разбирать не будем – 17 секунд для внутреннего пользования слушателей «Эха Москвы» того не стоят, если это не Юрий, который будет дуть.

А вот спортивные гимны – разберем. К сожалению, не получилось и у Шнурова.

Почему? Ниже – две причины.

1. Шнуров откровенно распыляется и не очень старательно отрабатывает кэш. Это слишком чувствуется.

Во-первых, воспринимать оплачиваемое ремесленничество как полноценное творчество в принципе сложно – как правило, это рафинированный контент с четким целеуказанием и границами дозволенного. Два из трех гимнов («Зенит» и «Россия 1») таковыми являются. Фит со Слепаковым тоже отдает заказухой – бывший пятигорский кавээнщик будто бы переобулся. Только обувь, есть подозрение, он оплачивал не сам. В этом случае все просто: когда от заказухи, выдаваемой за творчество, веет заказухой – это плохая заказуха.

Во-вторых, количество идет во вред качеству и уровню хайлайта к каждому из гимнов. В последние семь лет Шнуров пытается тщательно скрывать, что он исписался – за экранизацией «вечных» мемов это ему удавалось.

Сейчас это скрыть сложно. Минус видеоряд – и ни один из гимнов невозможно запомнить. Шнур все так же ругается матом (если дозволено), что-то хрипит под дудки – к этому все давным-давно привыкли, по шнуровским меркам это абсолютно будничное и протокольное мероприятие.

Другое дело, что мелодий-бэнгеров тут нет и хлестких въедливых строчек – тоже. Все три песни благополучно забываются сразу же – и это притом, что футбольную тематику на таком-то ЧМ можно было бы использовать более умело.

2. Шнурову не идет петь гимны. Мотиватор – не его амплуа.

Все просто. У Шнура есть стадионная энергетика – но нет необходимого пафоса (даже сейчас!) и начисто отсутствует серьезность. «Ленинград» — это вечный праздник, балаган и кутеж.

Спортивные гимны – совсем не о том. Это тоже праздник, но, простите, со слезами на глазах – а также неуемным драматизмом, духоподъемной бравадой и пламенной речью.

Ключевое качество гимна – мотивировать. Мой любимый и показательный пример – гимн валлийской сборной на Евро-2016 группы Manic Street Preachers. Мегапафосные рокеры прошлись по истории выхода красных драконов на Евро – не отбирались бог знает сколько лет, смазали решающий пенальти, Евсеев забил гол и послал куда подальше, но теперь у нас есть Бэйл и Рэмзи – и нам вообще все пофигу.

Не знаю, насколько часто игроки Уэльса включали эту песню перед матчем и проигрывали в важные моменты ее у себя в голове – но она пробирала.

Все три гимна Шнура могут шикарно обслужить вечеринку после победы или помочь весело забыться после поражения. Это бесконечный кутеж, но без пафосных речей.

Это не вина Шнура. Просто гимны – не его жанр. Шнуров может навалить рочины, пустить всех в пляс и превратить корпоратив очень серьезных людей в один большой фильм «Горько».

Пробирать до мурашек, поднимать дух и разрывать аорту – не его прямая задача. В его карьере было два трека, которых можно с натяжкой назвать гимнами – WWW и «В Питере – пить».

WWW стал гимном случайно – Шнур сам, видимо, не понял, как сформулировал манифест рождающейся сетевой культуры. А «В Питере – пить» и просто нет никаких конфликтов амплуа. Алкоголик по призванию пишет оду процессу и месту его потребления – что непонятного?

Здесь же стояла задача написать вдохновляющие гимны. Для того, что получилось, идеально подходит слово «саундтрек» — оно как бы подчеркивает их сопроводительное значение, но не более.

Главное достижение Шнура на ЧМ – старая строчка про «Стаса», залетевшая абсолютно случайно – как и Россия в ¼ финала. Шнур специально сделал две песни для ЧМ – но проиграл самому же себе. Ему больше не стоит писать гимны.


Комментарии