Лучший российский режиссёр приехал в Петербург, чтобы рассказать о съёмках своих первых фильмов и ответить на вопросы зрителей.

Николай Кубрак побывал на двух мероприятиях в «Родине» и передаёт главное.

Встреча с режиссёром организована усилиями Антона Долина в рамках пиара нового номера журнала «Искусство кино». Он посвящён дебютам знаковых режиссёров, поэтому в июне в Москве и Петербурге показывают серию таких картин. Гвоздь программы – фильмы «Возвращение» и «Изгнание» Андрея Звягинцева, которые представляет сам режиссёр. А после каждого сеанса идёт серия «Q & A», где Звягинцев отвечает на вопросы зрителей.

(группа кинотеатра «Родина» в VK)

Мероприятия интересны хотя бы тем, что «Возвращение» и «Изгнание» – попросту лучшие фильмы режиссёра и одни из главных картин в истории русского кино. Увидеть оригинальную копию с английскими субтитрами – уже большой подарок. А услышать эксклюзив из уст создателя – и подавно.

Да, Звягинцев растягивает любые ответы на 20 минут, регулярно отходя от темы. К тому же каждый год он повторяет дословно одни и те же мысли – примерно 80% монологов после «Возвращения» я уже слышал, причём не один раз. Но даже в этом потоке удалось выловить несколько крайне интересных историй и новостей.


Увы, от интервью Звягинцев отказался, заявив, что совсем закрыл для себя эту тему и больше не собирается общаться с журналистами. Поэтому мы публикуем выжимку из речей, которые он говорил на публику в кинотеатре «Родина».

Почему Звягинцев – лучший русский режиссёр

Даже при своём статусе Звягинцев ведёт себе невероятно скромно, осторожно и вежливо. Он подолгу подбирает слова и старается максимально точно и развёрнуто формулировать ответы даже на глупейшие и банальнейшие вопросы. А таких, поверьте, было много. Причём весомая часть – уже после встречи.

Режиссёр сфотографировался и пообщался абсолютно со всеми желающими, ни разу не заикнувшись, что он устал или куда-то торопится. В какой-то момент Долин спросил у помощников: «Ребят, а мы будем его как-то вызволять вообще?» Глядя на заинтересованное лицо Звягинцева, он, видимо, сразу же понял, что вызволять его попросту неоткуда.

В результате небольшая группа людей скопилась и около самого известного русского кинокритика. Он так же сдержанно отвечал на любые глупые вопросы, а в какой-то момент поведал, почему именно Звягинцев лучший русский режиссёр. Якобы в любом современном отечественном фильме есть кадр, который оставили в финальном монтаже просто потому, что он не так плох. Мол, смена заканчивается или необходимого света от солнца ждать долго – иными словами, немного поленились доводить до идеала. Такие кадры, как утверждает Долин, есть даже в таких отличных русских фильмах, как «Лето», который и критику, и режиссёру, кстати, очень понравился.


Звягинцев же такого себе не позволяет никогда. Каждая сцена выверена и полностью отражает начальную задумку.

Те же, кто не так внимательно смотрит кино, могли в этом убедиться по ответам режиссёра. Он упоительно рассказывал о незаметных любительскому взгляду деталях кинопроизводства: подборе локаций, записи звука с площадки, объективах камеры. Столько информации и на публичных мастер-классах не бывает. Звягинцев просто одержим кино и готов говорить о нём бесконечно.

Равно как и делать. Его безумный перфекционизм заметен не только по выверенным планам в «Изгнании», но и по обстоятельствам, в которых фильм снимался. Одну короткую (примерно минутную) и вроде бы простую сцену в ванной он делал ровно один съёмочный день. Это невероятная роскошь со стороны продюсера. Так же, как и весь производственный процесс, который Дмитрий Лесневский радушно организовал режиссёру: «Изгнание» снималось 104 дня (шокирующие даже для «Голливуда» сроки), а съёмки были перенесены на год только из-за неподходящего цвета травы и пейзажей. Продюсеры идут навстречу Звягинцеву не из-за «невероятного везения», как он сам формулирует, а потому, что результат оправдывает любые траты и задержки.

Съёмки фильма – это гораздо сложнее, чем кажется

Звягинцев так подробно рассказывал о частностях, что в конце второй встречи стало очевидно: кинопроизводство – это безумно сложный процесс. Даже если тебе кажется, что ты понимаешь, как и что делается – ты ничего, на самом деле, в этом не смыслишь. Тем удивительнее, что бывший дворник Звягинцев, который вырос на актёрском образовании, рестроспективах «Музея кино» и коротком телевизионном опыте, с ходу снял два шедевра.

Секрет успеха – в детальном планировании. Но при этом Звягинцев не использует раскадровки. В самом начале съёмок «Возвращения» у него была такая попытка – потратили неделю, измучили художника, но сделали 10-минутную сцену, и всё равно не так, как хотели. В итоге режиссёр решил сам рисовать не раскадровки, но схемы – элементарные указатели, кто где стоит и кто и куда движется.

И такое подробное длительное планирование во всём. Сценарий от первоначального варианта до итогового трансформируется не менее года, каст проходит в несколько этапов, чтобы из сотен выбрать топ-3, а там уже определяться с лучшим (даже Елену Лядову на озвучку героини Марии Бонневи в «Изгнании» выбирали так же долго).

С подбором натуры для съёмок всё ещё дольше. Для «Изгнания» пришлось объездить и облететь (да, режиссёр и оператор натурально летали на самолёте, изучая пейзажи) километры полей в Бельгии и Франции, чтобы просто найти нужные цвета и «то самое» дерево. В итоге вообще остановились на Молдавии после неожиданных воспоминаний жены сценариста Олега Негина. Кто бы мог подумать, что фермерские пейзажи Эндрю Уайета попадутся на территории СНГ, а атмосферой ночной Америки с картин Эдварда Хоппера пропитается небольшой бельгийский городок?

«Левиафан» тоже представить без моря сейчас невозможно – в этом постоянно признаётся даже сам Звягинцев. Но в изначальном сценарии действие происходило в небольшом городке средней полосы. Съёмочная группа в поисках натуры объездила десятки городов Подмосковья и близлежащих областей.

Нигде не оказалось подходящего пространства на центральной площади – по изначальному сценарию герой, как в истории Марвина Химейера, в финале всё-таки сносил на бульдозере здание мэрии и прокураторы. Но возводить декорацию было негде. Начали изучать Хакасию по гугл-картам – уже лучше, но тоже ничего не подходило. А потом вновь случайно в интернете наткнулись на Териберку – появился океан, но пропал хэппи-энд из финала.

Со звуком тоже свои придумки – Андрей Дергачёв, работая со Звягинцевым с первых дней, вырос в гуру звука и даже изобретает какие-то хитрые системы записи с площадки. В это сложно поверить, но в «Изгнании» таких «живых» звуков больше 60%, а в «Елене» практически все сто.

Одна показательная история о магии, которая творится на площадке. Первый же вопрос в сессии «Q & A» после «Возвращения» был о работе с актёрами-детьми. Звягинцев с Долиными долго объясняли, что делений на детей и взрослых быть не должно – есть личности. Но пару хитростей режиссёр всё же рассказал.

Оказывается, та самая трогательная сцена с рыдающим за дверью ребёнком из «Нелюбви» снималась в несколько дней. В первый день снималась ссора родителей – ребёнка вообще не было на площадке. А во второй Звягинцев работал отдельно с мальчиком, которому сказал примерно следующее: «Вообрази что-то, о чём мечтаешь в жизни больше всего, представь это подробно и прочувствуй, что наконец-то это заполучил». Затем старт съёмки и режиссёр говорит: «А теперь представь, что у тебя это отняли». Вроде бы ничего сложного, но отличный пример качественной режиссёрской и актёрской работе, вкупе с отличным монтажом.

Внутряки «Оскара» и фестивалей

Звягинцев не просто любимец фестивалей и обладатель десятков различных наград – в этом году он побывал ещё в жюри Канн. Разговоры о причудах и внутряках кинематографических премий оказались вдвойне интересными, потому что и Долин уже более 20 лет регулярно на них работает.

Из критика, конечно, ужасный модератор: стартовый вопрос второго вечера он формулировал полторы (полторы!) минуты, а затем всюду вставлял свои пять копеек, умножая 15-минутные ответы Звягинцева на два. Зато Долин знает огромное количество баек, которые он то и дело коротко рассказывал при упоминании известного режиссёра или ещё какой-либо темы.

Вот, например, уморительная история о том, как великий Луис Бунюэль получал «Оскар»:

Местами Долин, конечно, раздражал своей самовлюблённостью. Допустим, в таком блистательном диалоге:

– Честно говоря, я не знаю, как снимать кино вдвоём и как распределяют обязанности те же братья Коэны.

– Андрей, я знаю, сейчас всё расскажу.

Но в целом байки от Долина были отличными перебивками затянувшихся и местами заунывных монологов режиссёра. Многие мысли критик подкреплял отличными примерами. Звягинцев перфекционист и долго снимает? Вот вам история про Алексея Германа, который ни разу за съёмочный день не появляется на площадке и делает «Трудно быть богом» 14 лет. Звягинцев не смотрит кино во время съёмок? То же самое делают практически все режиссёры – Бергман регулярно смотрел тонны фильмов в собственном мини-кинотеатре и делал длинные паузы только во время производства новой картины. Правда ли, что большие режиссёры впадают в депрессию, когда не получают награды? Если Звягинцев говорит, что важен сам факт участие в фестивале, то Долин сразу же вспоминает несколько примеров: от Триера до того же Бергмана.

Вспоминая минувший Каннский фестиваль, спикеры постоянно перешучивались и троллили друг друга. Долин долго нахваливал «Пылающего» (он как раз сейчас вышел в кино) и не понимал, почему «Пальмовую ветвь» не дали ему. Звягинцев отвечал простой шуткой: «Он понравился критикам, но не понравился мне» Через такие диалоги постепенно стало ясно: любые награды – чистейшая условность и вкусовщина. Настоящее искусство обретёт статус великого и своих зрителей даже без успеха в виде кассовых сборов и «медведей» со «львами».

Примерно ту же мысль Долин озвучил в приватном общении со зрителями после мероприятия. У Каннов и «Оскара» есть давнее соперничество. Обычно те, кто получают награду в Каннах, не получают «Оскар», и наоборот. Это банальная конкуренция экспертов, которая никак не должна мешать зрителю.

Звягинцев не смотрел «Мстителей», но очень хорошо знает мировой кинематограф

Ближе к концу второго вечера прозвучал интересный вопрос: «Любите ли вы попкорновое кино и что смотрели из последнего? Видели, например, новых «Мстителей»?» Звягинцев ответил так: «Мне стыдно, но, боюсь, я не видел никаких «Мстителей».

Пока режиссёр судорожно вспоминал, что любит из «попкорнового кино», Долин поспешил сбросить с него ореол сноба: «Андрей, ты же мне рассказывал, что любишь анимацию и собираешься скоро пойти в кино на один мультфильм». Оказалось, что Звягинцев с семьёй и друзьями уже купил билеты на «Монстров на каникулах 3». Следом режиссёр признался в любви анимационным фильмам и долго восторгался студией Pixar. Но любимый современный блокбастер долго не мог вспомнить. Пришлось выкручиваться старым ответом про «Кинг-Конга» Питера Джексона.

Зато за два вечера список любимых фильмов Звягинцева вырисовался достаточно чётко. Он то и дело возвращался к собственной формулировке про «Олимпийских богов» от мира кино. В них Звягинцев включил Бергмана, Брессона, Феллини, Куросаву, Одзу, Антониони, Тарковского и ещё нескольких бесспорных гигантов. На Тарковском он сделал паузу и с улыбкой уточнил: «Я уже зарекался больше не произносить это имя». Всё дело в критике (особенно западной), которая непонятно почему обожает сравнивать двух великих русских режиссёров Андреев.

Но влияние Тарковского точно не определяющее. Хотя бы потому, что в буквально каждом интервью Звягинцев рассказывает о фильме, который изменил его жизнь. Речь о «Приключении» Микеланджело Антониони – им Звягинцев не устанет восхищаться, кажется, никогда. Так же часто оба вечера звучали разве что два имени – Брессона и Бергмана. Звягинцев даже косвенно признался, что в некоторых моментах «Изгнания» вдохновлялся Брессоном.

Режиссёра, как и практически всех заметных на сегодняшний день людей в мире русского кино, сформировал «Музей кино» в Москве. Именно там впервые устраивались ретроспективы великих режиссёров, по которым и Звягинцев, и Долин и ещё огромное количество мастеров постигало кинематограф. Наследие великих картин прошлого читается в фильмах Звягинцева даже визуально. А в коротком комментарии кому-то из зрителей он попытался сформировать свой топ. Пусть в нём и нет «попкорна» вроде «Мстителей», но как зритель Звягинцев – один из самых опытных в стране.

Работа над новым фильмом начнётся на этой неделе, и это – проект мечты Звягинцева

Рассказывая об отличных взаимоотношениях с продюсерами, Звягинцев уже традиционно отошёл от темы и поведал кое-что интересное. На этой неделе в Москву прилетает Александр Роднянский и какой-то из дней они полностью посвящают разговору о новом фильме. Звягинцев подчеркнул, что этот сценарий давно ждёт своего часа и для режиссера это фактически проект мечты. Но всё будет зависеть от того, смогут ли продюсер и Звягинцев договориться – возможно, сценарий вновь отложат и выберут другой.

Год назад Звягинцев тоже приезжал в Петербург. На встрече в «Эрарте» он разоткровенничался и рассказал, что уже годы (ещё до съёмок «Елены») существуют минимум три сценария, которые он хочет превратить в кино. Режиссёр коротко рассказал о каждом, но особенный акцент сделал на следующем – чёрно-белый фильм про Великую отечественную войну. Судя по описанию, Звягинцев планирует большое полотно, но в авторском стиле и с принципиальным условием – сказать что-то новое о такой затёртой теме.

Не могу уверять точно, но если сложить два и два, то весьма вероятно, что с Роднянским режиссёр будет обсуждать именно этот проект. Сейчас Звягинцев во всех отношениях на пике. Единственная сложность – сотрудничество с государством после «Левиафана» прекращено. Масштабный фильм о войне – идеальный вариант, чтобы убить сразу несколько зайцев и окончательно закрепить своё имя в истории кинематографа.

«Дело Сенцова – позорная страница в истории»

Встреча затянулась – никто из досидевших до конца не успел на метро, а многие из тех, кто остался за селфи и разговорами, наверняка не успели и до развода мостов, о чём ежегодно несмешно шутит Звягинцев. Но в этом нет ничего страшного, даже наоборот. И уж точно нет вины Долина, который заранее сказал, что остался последний вопрос и намекнул, что лучше ответить коротко. Но уже после к микрофону вырвался мужчина, попросив уделить время для одной важной темы. Она правда оказалось важной – он спросил о голодовке Олега Сенцова и предложил Звягинцеву как-то помочь коллеге.

Реакция, что со стороны режиссёра, что со стороны Антона Долина (который регулярно участвует в акциях и реально помогает Сенцову), была эмоциональной и превратилась в долгий разговор.

«Вообще это ужасная история. Чудовищная, отвратительная, гадкая, позорная страница в истории. И ответы нашего главного на этот счёт тоже мне кажутся отвратительными. Когда ему про Фому, а он – про Ерёму. Ему задают вопрос про Сенцова, а он переводит это в совершенно иное русло, какое-то иносказание о другом человеке», – сказал Звягинцев.

После «Левиафана» из Андрея стали лепить оппозиционера и чуть ли не самого политического режиссёра в стране. Любому, кто хорошо знаком с его личностью и творчеством, это сразу показалось бредовым.

На встрече, где он говорил о своих первых и лучших фильмах, которые никак не привязаны к социальному контексту, практически не было политики. Но на этом вопросе Звягинцева прорвало. Он отсылал к монологам Путина в «Деле Собчака», поражался, как человек может так измениться и сокрушался о том, что президенту достаточно «движения брови», чтобы решить вопрос Сенцова.

Долин подкреплял всё своими размышлениями, наделяя голодовку режиссёра новыми смыслами. Приунывший зал тут же проснулся и проникся историей. Звягинцев же про неё и не забывает – он с самого начала поддерживал коллегу.

На мой взгляд, фильмы Звягинцева стали слабее, когда в них пришло время и контекст. С «Елены» он рассуждает ещё и на социальные темы. Да, и «Елена», и «Левиафан», и «Нелюбовь» по-прежнему намного шире и глубже их основных сюжетных линий. Все три картины, безусловно, потрясающие. Но это совсем иное произведение искусства – не гениальная и доступная любом человеку в мире фреска, как то же «Изгнание».

Зато с этого момента на сцену вышла личность Звягинцева, который открыто критикует политику и общество современной России. Но это повод критиковать не режиссёра, но власть. Если даже такой талант, который разрушает своим творчеством любые границы, самостоятельно ограничил себя мрачной российской реальностью, то с нашей страной точно не всё в порядке.

Звягинцев заработал серьёзный авторитет и статус, как любит говорить Юрий Быков, «священной коровы» в российском кино. И он пользуется им как действительно мощная и сильная личность. Звягинцев не молчал, когда начиналось дело «Седьмой студии», не молчит и сейчас.

Он не перегибает палку и не гонится за красивыми высказываниями, сохраняя скромность, уравновешенность и внутренний этикет. Но при этом именно его главная социальная критика – «Левиафан» – стала самой обсуждаемой и размашистой в русском искусстве последних лет. Да, это не про Россию, а про человечество, а история вообще могла произойти угодно. Но почему-то именно властолюбивые мэры, жадные попы и пьяные мужики смотрятся в подобных обстоятельствах правдоподобнее и болезненнее всего.


Главное
Андрей Ставицкий
25 Фев '21
4567
Xiaomi Mi 10T мощно скинул в цене. C промокодом девайс выйдет еще дешевле
Такой низкой цены мы еще не видели.
Андрей Ставицкий
24 Фев '21
5108
Крутые часы для туристов продают со скидкой. А еще за покупку Honor Watch GS Pro отсыпят бонусов
Они стоили неприлично дорого, но теперь подешевели.
Андрей Ставицкий
24 Фев '21
4324
Samsung Galaxy S20 Ultra подешевел до исторической отметки. Дают не только скидку, но и кучу полезных бонусов
«М.Видео» просто раздает деньги.
Андрей Ставицкий
23 Фев '21
2994
iPhone XR все еще очень хорош. А теперь бестселлер стоит 40 тысяч рублей
В студии — самый сбалансированный айфон в истории.
Андрей Ставицкий
23 Фев '21
3622
За четыре месяца iPhone 12 Pro сильно подешевел. На сумму скидки можно купить приличный девайс от Xiaomi
Вот это сейл!
Шамиль Газибегов
23 Фев '21
9506
Берем хитовый телевизор Xiaomi на 55 дюймов по лучшей цене в истории. Вариант с 4K и Smart TV
Подсказываем, как максимально сэкономить.
Комментарии