Умер один из талантливейших музыкантов современности. И это не начало слезливого некролога, а констатация факта.

Оксимирон не зря любит поговорить про важность личности: на Олимп современного хип-хопа по силам взобраться либо талантливым музыкантам, либо настоящим героям с кинематографичной судьбой. А когда это умещается в одном человеке, происходит нечто великое и революционное.

XXXTentacion не успел устроить собственную революцию. Или всё же успел?


Невыдуманный цепляющий образ – огромная редкость в мире «йе», «у» и однообразного бубнежа под 808 бас. Джасею Онфрою изрядно не повезло в жизни, но подфартило с фундаментом для образа – более трушную рэперскую историю придумать сложно.

Всё детство ему не хватало внимания – отец таскался по тюрьмам, а мать не вывозила воспитание финансово и в какой-то момент просто забила на сына, оставив его на попечение бабушке. Всё это вместе с жизнью в криминальном районе Лодерхила и экзотической наследственностью (в нём замешено огромное количество кровей – от индийской до итальянской) дало ожидаемый результат – всё детство он дрался, грабил, торговал наркотой и угонял машины. Иными словами – делал всё, чтобы обратить на себя внимание родителей. Но обращали только органы правопорядка – ещё подростком Икс провёл немало времени в детских колониях.

Не нужно быть психологом, чтобы понимать корень безумств Джасея. Ещё в детстве он вытворял вещи, характерные скорее для будущих маньяков, чем для потенциально знаковых музыкантов. Однажды, когда Онфрою было шесть, какой-то мужик на улице агрессивно приставал к его матери. И как, вы думаете, ответил дошкольник? Пырнул извращенца ножом, отгрыз кусок кожи и яростно обматерил. Нет ничего удивительного в том, что главным хобби повзрослевшего Тентасьона стали драки.

Закономерно, хоть и не очень справедливо, что широко прославило рэпера именно насилие. Освободившись после очередного срока, Икс узнал, что его пассия особенно не скучала – пока он считал дни в тюрьме, она спала с двумя ниггерами за дозу. Очевидно, что в итоге досталось всем, особенно – девице.

В таком состоянии Джасей не выпускал её из дома несколько дней, пока дамочка каким-то чудом не добралась до телефона. Копы, скандалы, очередной срок. История набирала обороты и обрастала мифами: то якобы выяснилось, что девушка была беременна, то доходили свидетельства о том, что увечья она нанесла себе сама. Но какой бы печальной ни была история, именно она взорвала медийную бомбу и широко прославила Икса. В топах твиттера регулярно висел хэштег #FreeX, а пострадавшая демонстративно не являлась в суд, подогревая интерес к себе. В итоге она всё же дала показания и дело разрешилось.

И вот вы сейчас такие думаете: ну, умер очередной сумасшедший ниггер из гетто, и что?
Но не всё так просто. При всех психических расстройствах и криминальном образе жизни, Джасей обладал блестящим умом и доброй (насколько это вообще возможно с таким-то характером) душой.

Просто послушайте его лирику – что-то более пронзительное и поэтичное тяжело найти во всём современном хип-хопе. А заработанные музыкой деньги Икс тратил вовсе не только на травку и женщин – он регулярно участвовал в благотворительных акциях и концертах, выделял огромные суммы в фонды и наставлял трудных подростков. Просто посмотрите на его знаменитую мотивационную речь, и всё станет ясно:

Люди любят помещать всё в какие-то рамки. Личность и творчество Икса тоже легко в них загнать, но ни слово «хип-хоп», ни вся эта предыстория не дают полной картины. Тентасьон был однозначно самым талантливым и многогранным представителем «новой школы». Хотя и про «новую школу» – тоже стереотип, ведь речь о не по годам зрелом и смелом музыканте.

С детства слушающий различный гранж, эмокор, поп-рок и пост-метал, Джасей не стремился делать просто модный хип-хоп. Выстрелив с типичным бэнгером «Look at me!», он развивался быстрее и оригинальнее, чем кто-либо. За четыре года в музыке он успел оказать огромное влияние на молодых рэперов и даже зародить один из самых необычных жанров – трэп-метал. Да-да, того же Скарлорда, скорее всего, не было бы без Икса.

Джасей мог бы бесконечно доить деньги из этого, пока не самого известного, жанра и чувствовать себя королём. Но тут он выпускает альбом, где вместо адского скримо и бэнгеров выходит примерно вот такое:

В дебютную пластинку «17» Икс вместил всю боль из своего безумного прошлого и шокирующего настоящего. Оформив откровения в потрясающую лирику, он создал альбом, который легко может как вогнать в депрессию, так и помочь выбраться из неё. Один из лучших релизов 2017 года.

С этого момента говорить об Иксе, как о рэпере, совсем не уместно. Он активно экспериментировал, перемалывая десятки жанров и множество оригинальных сочетаний. Один из его лучших треков – это вообще какая-то смесь кантри, альтернативного и классического рока:

Музыкант с каждым релизом делал что-то радикально новое, но его фанбаза только росла. Это правда тяжело объяснить – люди, что качались под рефрен «Fuck on me, look at me», так же искренне страдают под его свежие депрессивные композиции. Уникальная история для молодого артиста. Секрет успеха, пожалуй, в личности Джасея, его фирменной лирике и методах записи – подавляющее большинство релизов он делал дома на ноутбуке с дешёвым микрофоном, именно отсюда это пасмурное лоу-файное звучание.

Ещё один уникальный талант для рэпера «новой школы» – Икс действительно умел хорошо петь. Его последний альбом «?» набит разноплановыми вокальными партиями. Относить пластинку к какому-либо жанру – глупая затея. Здесь вместилась едва ли не вся история современной музыки: и рок-баллады, и агрессивный метал, и уличный рэп в стиле 90-ых, и даже испанская попса.

Есть ли в мире ещё хоть один номинальный хип-хоп исполнитель, который осмелился бы сделать трек в таком экзотическом жанре, да так, чтобы он звучал круто?

В последние полгода Икс был на мощном хайпе и считался одним из талантливейших молодых музыкантов, а о его влиянии сегодня говорит даже Канье Уэст. Казалось, ещё год-два, и этот юноша навсегда сломает хип-хоп, избавив его от рамок и забрав трон у титанов. Или вообще забьёт на революционные истории, и откроет для себя очередной новый жанр, сняв клеймо рэпера. Иными словами – Икс однозначно был одной из главных надежд современной музыки.

Многие уже потешаются над фанатами, которые сравнивают его с 2pac’ом. Но Икс лучше 2pac’а. Как и любой талантливый современный хип-хоп исполнитель лучше любого «отца» из 90-ых. Жанр прогрессирует и меняется – сегодняшние фрешмены делают то, что 2pac’у с Biggie и не снилось.

Икс – пример того, насколько велика и спасительна музыка. Благодаря ней мы узнаём, что сумасшедший хулиган, ещё вчера читавший про сучек, внутри – ранимый художник и настоящий романтик. Джасей рассказывал о своей внутренней боли талантливо, как никто другой. А для понимания смысла его треков даже не обязательно знать язык. Просто слушайте и проникайтесь – фанатам это поможет пережить утрату, а всем остальным понять, кого вчера потеряла музыка.


Главное по теме «XXXTentacion»
Комментарии