SpaceX на год отложила первые туристические полёты вокруг Луны. Люди, уже заплатившие деньги за путешествие, никуда не полетят ни в обещанном изначально 2017 году, ни в 2018-м. Илон обещает выполнить обязательства лишь в следующем году. Супер.

Это далеко не первый и даже не второй сорванный дедлайн SpaceX. Невыполненным обещаниям Илона уже посвятили целый сайт — их счет идет на десятки.

Некоторых особенно возмущает, что, помимо денег инвесторов, компании Маска прожигают и деньги налогоплательщиков. Общая сумма государственных и муниципальных субсидий для Tesla, SpaceX и SolarCity (подразделение Tesla, выпускающее солнечные панели) превышает 15 миллиардов долларов. Это крайне много.

***

Мало кто при жизни подвергался столь же интенсивному поклонению, как Илон Маск. Его имя практически не упоминается в негативном контексте, а в массовом сознании основатель Tesla стоит рядом с Эдисоном и Фордом. От ждут чуда, причем настолько терпеливо, что закрывают глаза даже на очевидные провалы.


Очередной перенос дедлайнов показывает: на самом деле «легендарность» Маска основана вовсе не на достижениях. Илон – мастер внушения, он мастерски формирует лайкабельный публичный образ.

Если посмотреть на реальные результаты, раздутость становится очевидной.


Илон Маск не сделал ничего по-настоящему массового

Если при оценке достижений в искусстве популярность — плохой признак, то в бизнесе другого критерия быть не может. Генри Форд сделал массовым личный транспорт, Томас Эдисон привнес в каждый дом электричество. Стив Джобс популяризировал персональные компьютеры, графический интерфейс и сделал первый по-настоящему массовый смартфон.

Список достижений Маска производит впечатление только на первый взгляд: там и SpaceX, и Tesla, и Boring Company (компания по бурению тоннелей).

Компании очень разные, но у всех творений Илона Маска есть общие минусы. Они – ниже.


Сверхцель

Цель Tesla – создание массового электрокара, в SpaceX — дешевые полеты в космос, в Boring Company — высокоскоростной подземный транспорт.

Это странно. Бизнес должен в первую очередь зарабатывать деньги, а вовсе не стремиться к какому-то достижению.

Если бы Илон создавал некоммерческие организации, к нему не было бы никаких вопросов. Но Маск упорно формирует именно коммерческие компании.

И хоть бы у одного из его проектов была цель, достижимая в краткосрочной перспективе. Условные 5-7 лет. Но нет, это всегда абстрактная чушь где-то там, за горизонтом.

Отсутствие внятной стратегии успеха

На данный момент все проекты Маска убыточны и существуют лишь за счет денег инвесторов. Деньги есть, пока инвесторы верят, что Илон Маск гений и лучше всех знает, что нужно делать.

Tesla хочет создать массовый электрокар, но как они будут на них зарабатывать до сих толком не ясно, пока есть лишь обещания. SpaceX тоже пока нещадно демпингует на рынке коммерческих запусков, но с многоразовыми ракетами все получается хорошо только в экспериментах, а обещанный космический туризм откладывается уже в четвертый раз. Обещать прилететь на Марс в 2024 году, когда не можешь даже облететь вокруг Луны в 2018-м, — просто смешно.

Boring Company — компания, которая роет тоннель, но пока она не выпустила вообще ничего, кроме огнеметов для краудфандинга и пары бездарных видеопрезентаций.

Но с обещаниями у Маска отношения особые. Он очень любит их давать и никогда не соблюдают. В этом его главная разница со Стивом Джобсом. Оба окружали свои компании невероятным количеством пафоса. Но Джобс сначала делал, и лишь потом красочно описывал продукт, а вот Илон Маск сначала рассказывает сказку, а потом ее не осуществляет.

Tesla обещала производить 5 000 Model 3 в неделю к концу 2017 года. В итоге цель не достигнута даже сегодня. В мае компания производила чуть больше тысячи автомобилей в неделю. Когда инвесторы возмущаются несоблюденными дедлайнами, их быстро затыкают — нечего раскрывать рот на гения. И так происходит практически со всеми обещаниями Илона Маска.

Во всем винят проблемы с логистикой, но если такие проблемы не устраняются на протяжении года, возникают вопросы к качеству управления. Конечно, у Илона нет собственного карманного шныря вроде Тима Кука, который гениально решал такие проблемы, но формирование команды — тоже часть управления.

Привязанность к конкретной личности

С командой у Маска вообще не складывается. Все из-за невероятно большого эго. Когда Apple переманивала из Tesla ключевых руководителей, Илона Маска это очень раздражало – он начинал утверждать, что людей уволили бы и без этого, а Apple обозвал кладбищем Tesla — якобы туда берут только тех, кто не потянул работу с гением.

Бывшие сотрудники Tesla утверждают, что Илон совершенно не переносил альтернативных мнений, и как только появлялся человек, не согласный, что будущее — за личным электрическим транспортом, он быстро отправлялся за документами в отдел кадров.

Со смерти Стива Джобса прошло 7 лет, и с финансовой точки зрения это были 7 самых успешных лет в истории компании. Что произойдет с Tesla, если завтра Илона переедет асфальтовый каток, сказать тяжело, но на его фоне совершенно не видно людей, готовых управлять компанией.

Уверен, что облететь Луну не получится у клиентов SpaceX и в 2019 году, чему обязательно найдется новая причина. А вместо объяснения причин провала Илон скажет, что это все не важно, начнет нам рассказывать, что неплохо бы высадиться на Ганимед к 2040 году.

Очень характерно, что куда менее амбициозная Blue Origin Джеффа Безоса запустит туристов в суборбитальный полет уже в этом году. Да, это не облет Луны, но они этого и не обещали, а в обозначенные для себя сроки более чем уложились.

Короче, Маск — выдающийся проповедник, но совершенно точно не гениальный предприниматель.

Иначе в список великих бизнесменов придется записывать Мун Сон Мёна и Сергея Мавроди.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.