Александр Мучаев с канала «По фактам» поясняет за рэпера из Улан-Удэ.

В 2007 году знакомые пересылали мне ролик, который назывался «феерическая расстановка точек над эмо». В нем 12-летняя девочка, одетая в черно-розовые шмотки, поясняла за эмо-культуру и рассказывала, что если ей сказать «эмо сакс», мало не покажется. В нем же она высказывала свое неуважение к позерам — людям, перенимающим культуру отчасти. Фразы «он эмо, а ремень у него ска» и «если ты эмо, будь добр, одевайся как эмо!» стали крылатыми, а на ролик наснимали тонну пародий.

В 2004 году появился коллектив «Кровосток», чьи тексты ярко рассказывали о бандитских девяностых со стрельбой, расчлененкой, продажными ментами, «галлюциногенами, эйфоретиками и стимуляторами». Сами участники бэнда к криминальному миру отношения не имели — скорее, были людьми искусства, для которых криминальный сторителлинг — инструмент донесения до людей своего взгляда на мир. Позерами и подделками их не называли, потому что Шило, Файн и Фантомас делали и продолжают делать свою музыку на совесть и с нужными нотками железа в интонации, без которых слушать злой рэп об ужаленном киллере было бы невозможно.

В 2013 году, когда в моде все еще была романтика «царства подвалов, темных улиц, грязных тротуаров», люди только учились танцевать локтями, а об эпохе прямой хаус-бочки еще никто даже не думал, на горизонте появился рэпер по фамилии Кузнецов. Но к успеху он пришел только в 2016 году, когда выработал в себе манеру и стал изображать из себя угнетенного и злого люмпена с окраин бурятской столицы, тем, «кто прохавал жизнь с самого низа».


К этому времени рэп под прямую хаус-бочку с усилиями «Грибов» уже чувствовал себя уверенно, а реальных пацанов с улицы аккуратно вытеснили мажорные парни. Именно эта среда оказалась для рэпера благоприятной — публике стало резко наплевать на то, имитирует ли персонаж повадки неблагополучного или реально таковым является.

Я долго думал, в чем секрет такого теплого приема Хаски в среде состоятельных людей, пока один такой человек не сказал мне прекрасную фразу: «Ну, посмотри на него — он же реально похож на психа!»


И тут кое-что стало понятно — изображать такую модную биполярочку, СДВГ и панические атаки, не имея диагнозов, любят многие. Этим восхищаются и филологини, начитавшиеся гессевского «Степного волка», и активные лесбиянки, вдохновленные Палаником. Культура не один век создавала элитарный образ безумия всеми этими «Не входить! Только для сумасшедших». Хаски ретранслирует это подражание помешательству во все слои общества, в том числе и в мир обеспеченных.

Но не одним сумасшествием нравится артист — он угождает и поклонникам Навального (написал трек против президента), и диванным фанам «русского мира», репостящим записи про Донбасс, и независимым режиссерам, снимающим артхаус, и книголюбам, которые к своему удивлению узнали, что победитель «Нацбеста» запишет с ним альбом.

Особый интерес к Хаски проявляет и «Медуза», которая то пиарит дешевое пиво в текстах про тренировки, то стремится в рэп со своими восторженными текстами и тестами. Этот факт лишь убеждает меня в том, что рэпер, искусственно создавший свой образ, транслирует творчество всем подряд, что уже наводит на мысли о серьезных продюсерах в пиджаках, поставивших студента журфака в позу психопата, литератора, оппозиционера, сторонника ополченцев Донбасса и героя глянцевых обложек.


Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.