Иван Алексеев застрял в нулевых.

Noize MC был моим любимым артистом. До того, как мне исполнилось 16. И я точно не один такой.

Дело не только в возрасте. Понятно, что поэзию и музыку перерастаешь. Но одновременно со взрослением аудитории, с творчеством Нойза происходила обратная зависимость – оно жёстко деградировало. «Последний альбом» на момент выхода был абсолютной бомбой. Но презентованный всего через два года «Новый альбом» – набор музыкальных нечистот, слушать которые просто невозможно. Именно с того момента я окончательно перестал воспринимать музыку Noize MC.

Но тут вдруг вышел концептуальный альбом, да ещё и эксперимент над прекрасной оперой. И анонсы отличные — никакого лишнего шума, просто набор интересных интервью и высказываний. Разговор «Медузы» с Иваном, куда неожиданно вмешался Оксимирон, – вообще одно из лучших интервью за последнее время.

Уговорили, послушаю.

Постмодернистское переосмысление классики — замечательный жанр. Особенно, когда им занимаются талантливые люди вроде Тома Стоппарда или Кирилла Серебренникова. Поэтому идея хипхоперы «Орфей & Эвридика» в своей основе замечательная и в определённом смысле новаторская. Пока не доходит до реализации. Я не был на самой постановке, но говорят, и с ней есть огромные проблемы: от косяков со звуком до полного хаоса в сценарии.

С альбомом всё оказалось совсем кошмарно.

Идея переноса древнего сценария в знакомую тебе современность — слишком плоская и затёртая. Выигрывают в такой ситуацию либо архетипичные сюжеты, говорящие на современном языке о вечных темах, либо архетипичные сюжеты пересказанные ну очень талантливо.

Тут – промах по всем фронтам.

Опера Глюка была революционной — именно она положила начало реформе, после которой музыка стала подчиняться тексту. Это ли не подтверждение силы образов античного мифа про Орфея и Эвредику? Исследовать его в поисках новых подтекстов можно бесконечно. Но Иван просто надевает на готовый манекен снэпбек и широкие штаны.

Над концепцией Нойз будто бы совсем не запаривался: история уличного музыканта, который через творчество и батлы попал на крупный лейбл, зазнался и забыл про любимую. Кажется, где-то мы такое уже видели. Только Иван Алексеев не Дэмьен Шазелл, чтобы показывать затёртую историю гениально и с принципиально новой стороны.

Нойз просто смешал миф и оперу, добавив кучу рэперских клише и трагичный финал. Тоже вполне ожидаемый ход — он превратил одну архетипичную историю в другую, добавив немного «Ромео и Джульетты». Ровно на этом заканчивается вся оригинальность, касающаяся сюжета.

С точки зрения техники всё тоже очень слабо. Музыкальность заканчивается ровно на первом треке — если «Голос и струны» ещё приятно слушать (там действительно есть неплохие находки), то дальше всё предельно просто и скучно. Текст ужасен от первого слова альбома до последнего. Все аллюзии и метафоры до отупения элементарны. А куски приглашённых артистов вообще напоминают творчество шестиклассников: Прометей то даёт жару, то огня, а рифмы у них на уровне «орфей — трофей», «бэкграунд — андеграунд». Во времена, когда Хаски считается модным и популярным артистом, делать такое — стыд.

И так весь альбом, все эти 30 (о господи!) треков. В каждой песне без исключения здесь рифмы на уровне «измерений — изменений» от Хайда. А батловые парты просто режут по живому — с такими текстами парней не взяли бы даже на отборы FB4. В этих треках подростковая фантазия авторов достигает максимума в своей прямолинейной образности. Нарцисс в контексте батл-рэпа — это хотя бы точно и забавно. Но почему Спартак? Потому что Саша ST болеет за «мясо»?

Великий Хан Замай говорил, что писать концептуальный альбом — это пошлость. Типа, что это за история такая, которую нельзя уместить в трек? А делать это после «Горгорода» — пошлость вдвойне. Особенно, если ты Noize MC, про которого на батле века именно в контексте критики «Горгорода» панчил Гнойный: «Альбом такая срань, что его хвалит Нойз»

Сделать концептуальный альбом ещё слабее «Горгорода» — это, конечно, уровень. И тут тоже трагичная любовь, только не на фоне банальной антиутопии, а ещё хуже — взятая из сотни раза переработанного мифа. Такой же банальный сюжет, только вместо «Где нас нет» тут «Без нас».

Сам Иван в интервью «Медузе» о вдохновении «Горгородом» высказывался так: «Я это все слушаю и ******* [поражаюсь]: я ожидал чего угодно, но только не того, что кто-то реализует идею с крупной формой в рэпе раньше меня!»

Серьёзно? А как быть с Ghostface Killah? Или с Jay-Z? Или с Канье? Или с Кендриком, который такие альбомы клепает один за другим? Или с ещё десятком имён?

Окей, допустим Нойз имел в виду Россию. Но и тут есть, например, Скриптонит. Ладно, «Дом с нормальными явлениями» вышел на неделю позже «Горгорода» и там нет автоответчика. Но что делать со старыми альбомами Гуфа и Смоки Мо? А после, без шуток, гениального альбома Овсянкина и Смешарика «Очередь в сельпо» вообще глупо предпринимать попытку написания концептуального альбома.

Это печально, но Иван давно застрял в Нарнии и совершенно не в курсе, что там творится в современной музыке. Самый явный симптом — те самые гости на фитах. Сплошь неактуальные и давно забытые рэперы: Maestro A-Sid, RE-pac, Олег Груз и ST, который мелькает перед глазами только как часть «Ленинграда».

Понятно, что в «Орфей & Эвридика» изложена какая-то личная история. Нойз перебирает свои грехи, ворошит прошлое, исповедуется. Но не очень понятно, кому такое может быть интересно, кроме него самого и его близких. Это красивое признание в любви, но ужасный альбом.

Иван всегда вызывал лично у меня восхищение, как личность. И с годами это не меняется. Только вот как музыкант он деградирует стремительными темпами. «Орфей & Эвридика» — не возрождение, а гробик. В какой-то момент Иван обернулся назад и пропал во мраке прошлого навсегда. Сейчас как артист он существует разве что во владениях Аида.

Сегодня в творчестве Нойза очень забавный период. Он одновременно остаётся вечным подростком с напускным протестом, посредственной образностью и ужасными рифмами, но при этом уже бурчит как старый дед и совершенно не чувствует контекста. В том же интервью он жёстко критикует новую школу и бросает самую старческую фразу из всех возможных: «Посмотрим, где они будут лет через семь». Чёрт, даже Юрий Лоза себе такого не позволяет.

А дальше Иван высказывает крайне странную мысль: мол, на наши концерты фанаты уже приводят своих детей, это круто, а обратных примеров, скорее всего, не бывает. Сидящий рядом такой же житель Нарнии Оксимирон уверенно поддакивает.

А потом заходишь такой в любой модный телеграм-канал, а там новый клип Gorillaz. Почему-то у них за почти 20 лет творчества (а, на самом деле, уже и за 30) нет никаких проблем с актуальностью. Просто они растут с каждым альбомом (хотя, казалось бы, куда ещё Албарну расти?), а с ними растёт и новая аудитория.

Нойзу же в этом смысле стоит только сказать «спасибо» за то, что его альбом вышел за пару дней до релиза Канье — я быстро получил реабилитацию. У 40-летнего Мистера Уэста тоже дела не ахти, а он успевает не только помогать друзьям и подопечным, но и заодно тренды в рэпчике задавать и вертеть мир моды. При этом у него ещё и биполярка (как у Окси), о чём Йе заявляет прямо на обложке альбома.

А Noize MC сидит в это время на лавочке, кормит голубя, и сетует на то, что «современной молодёжи стало не западло слушать попсу» И говорит, что в качестве она не выросла. И рядом с этим панк-рокером сидит Окси. То есть он — не попса? А что тогда попса и почему она плоха, если альтернатива под битбокс с заезженными метафорами — это ок?

Да, в одном Оксимирон прав: Нойз давно занял место на «Горе Рашмор русского хип-хопа» и с этим глупо спорить.

Но, пожалуй, Ивану лучше там и застыть навеки.


Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.