Я уснул три раза.

Сегодня Илья Жегулев рассказал, как в Mail.ru Group придумали TamTam – и почему получилось плохо. Получилось плохо.

Весь текст Ильи состоит из тяжеленных предложений, очевидных и старых фактов, банальных анонимных реплик и пересказа известных историй, которым минимум два месяца, а максимум – семь лет.


Вероятно, Жегулев придумал эту тему не сам, иначе он бы заговорил про TamTam сразу, а не ближе ко второй половине текста. Идею явно подкинул кто-то из редакции, а Илью отправили собирать фактуру, общаться со спикерами и вообще копать инфу.

Проблема в том, что Медуза взрыхлила заброшенное кладбище. Весь текст можно пересказать одной фразой: Mail.ru тупо прощелкал момент, когда нужно было делать свой мейнстримный мессенджер. Всё!

Я впервые вижу, чтобы лонгрид умещался в 83 знака. В этом и заключается одна из главных проблем журналистики фактов: иногда факты настолько скучные, что лучше выдохнуть, сказать самому себе «Черт, идея провалилась» и заняться чем-то резонансным. Та же Медуза умеет делать взрывные лонги, но текст про TamTam – тоска, а место ему – в корзине.


Кстати, расскажу, почему TamTam на самом деле не взлетел.

Крутые проекты-копии получаются тогда, когда их создателей критически что-то не устраивает в оригинале. Ребятам с Версуса нравилось Slovo, но не хватало артистов – позвали их, стали мультимиллионерами. Дурова бесил интерфейс и небезопасность WhatsApp – появился роскошный Telegram. Стив Джобс швырял кассетные плееры в стену – сделал iPod. Потом точно так же – с телефоном.

А когда ты идешь за трендом только потому, что видишь сам тренд (как копипастеры Дудя) или потому, что «надо» (как раз кейс TamTam), выходит непопулярная вторичная шляпа.


Не всегда, конечно, но чаще всего.


Комментарии