Вторая часть интервью с организатором Fidelio Punch Club.

Ниже – реакция на стримы Антона Забэ, комплименты Kotzi, шутки про гей-клаб, рассказ о первом появлении на «Версусе» и сегодняшних отношениях с Ресторатором.

Шоу, Kotzi, хасл мээээн

Откуда взялась приставка «элитная» батл-лига? По количеству просмотров, подписчиков и уровню участников так точно не скажешь.

Слушай, если брать рекламу Bvlgari или Louis Vuitton на YouTube, то просмотров там тоже мало.


Но Fidelio – далеко не Bvlgari.

Да, мы не производим ювелирку и парфюмерию. Но, как-то использовав приставку «элитная» в шутку, мы подумали, а почему бы и нет? И решили себя так назвать.


Тут ещё есть такой момент, который я постоянно пытаюсь донести до наших зрителей, но который многие из них упорно отказываются принять – не нужно суперсерьёзно ко всему происходящему на батлах относиться. Если у людей серьёзный личный конфликт – он решается не на публике. Батл-рэп – это больше шоу, а не выяснение отношений.

И наш батл – это местами доведённое до гротеска шоу, и раз уж так, то почему бы не назвать его элитным? Если не ошибаюсь, первым, кто это сказал, был Kotzi. А всё, что говорит Kotzi, становится законом: в чужом раунде панчевать нельзя, я – серый кардинал батл рэпа, лига – элитная.

Давай тогда о нём и поговорим. Решение пригласить Kotzi – полностью твоё?


Я мог пригласить абсолютно других участников, мог пойти на другие варианты: чтобы у нас было постоянное место, другая система, но Kotzi – это было обязательно.

Я его знаю со времён «43 градуса» и, честно могу сказать, что не знаю человека более погружённого в хип-хоп, чем он. При этом он не тот человек, для которого хип-хоп закончился со смертью Biggyie и 2pac’а. Он слушает суперсовременные вещи, разбирается отлично в новой школе, но при этом может тебе часами рассказывать про Кул Хёрка  и Грандмастера Флеша.

И рэпом его познания не ограничиваются, про джаз, соул и фанк он тоже знает, наверное, всё.

Помню, что как шоумен он раскрылся для меня даже не на «Копах в огне», хотя там он был также неподражаем, а во время одного кроссовочного мероприятия, когда его попросили рассказать о точках пересечения музыки и кроссовок Puma Suede. И, знаешь, он целый час безумно увлечённо рассказывал о великих джазменах Америки 50-ых-60-ых годов, об их судьбе, о музыке, что они создавали, и рассказывал так, что все слушали не отрываясь, а в конце добавил: «Ну, наверное, они ещё и Puma носили».

Казалось бы, можно было поставить ему в вину, что вместо рассказа про кроссовки он про что-то ещё рассказывал, но его слова настолько тронули, его рассказ был настолько артистичен, что он мог даже вообще про Puma  ничего не добавлять. Для меня, кстати, непонятно, почему другие лиги его не пригласили? На мой взгляд, ярче шоумена просто нет.

Он в жизни такой же, как на Fidelio, со всеми этими «хасл мээээн» и так далее?

Не то, что прям супер такой же, но его образ на Fidelio очень близок к тому, как он ведёт себя в жизни. Да, он чуть-чуть гипертрофированно всё делает. Но это безумно позитивный человек.

Знаешь, когда пошли стримы от Антона Забэ… Я всё могу понять и нормально отношусь к критике по отношению к себе и проекту. Но когда там легенду русского андеграунда Антон начал называть Кешей, каким-то там таксистом, который продаёт арбузы – это, наверное, единственное, что меня серьёзно задело.

И когда я  отвечал на вопросы в паблике, то единственное, что я активно пресекал, это критику Kotzi, типа «Зачем вы его взяли, он не тянет!», «Уберите этого лысого, он чмо!» Нет, друзья, он не чмо, он потрясающий человек и неотъемлемая часть Fidelio.

А сам Kotzi знает, что он Кеша?

Мне кажется, нет. Он максимально далёкий от интернета человек. Он живёт музыкой. Он замечательный DJ, кстати, и все, кто были на его DJ-сетах, тебе это подтвердят. Также и все, кто был на «Копах в огне», все, кто был на концертах ВСИГМΣ, все, кто был в клубе «Третий путь» на выступлениях «43 градуса», знают, что это за человек.

У меня даже произошла дискуссия с одним моим другом. Он говорит, что я делаю всё неправильно и таким образом предаю культуру – человека, который ответственен за «43 градуса», за «Копов в огне», за ВСИГМΣ, запомнят, как какого-то хасл-мэна. А я говорю – нет, всё наоборот: люди посмотрят и узнают таким образом, что есть ведический хип-хоп, что есть старый московский андеграунд. Понятно, что большинство всё равно будет кричать: «О, лысый, хасл мээээн!», но всё-таки.

А как вообще родилась эта фраза?

Точно не скажу. Насколько я помню, слово «хасл» присуще лексикону Kotzi. У нас, вроде, даже был некий брейншторм, когда мы сидели и думали над какой-то такой фразой. Их было много, но эта прям запала. Её все ненавидели сначала. Но я тебе серьёзно скажу, что все, кто слышал это вживую, реально прониклись. Может, не на первом ивенте – тогда ещё никто не понимал, что это такое, плюс со звуком мы налажали. Но уже на втором всё было иначе. Даже в том выпуске «Big Russian Boss Show» Satyr говорил «хасл мээээн».

Забэ, гей-клаб, деньги

Получается, стримы Забэ ты видел. И как тебе?

Да, смотрел.  Временами больно. Но, если серьёзно, я достаточно взрослый человек, чтобы понять и принять точку зрения другого человека, и я прекрасно понимаю, что на батл-рэп у нас с ним разные взгляды, и даже уважаю его за то, что он готов за свои взгляды постоять, но воспринимать близко к сердцу всё, что он говорит…

Конечно, было сложно его слушать, но послушать надо было, всё-таки критика важна, но  хотелось фильтровать те вещи, которые были сказаны ради доната или имиджа от действительно правильных замечаний.

То есть ты в курсе всех мемов про «гей-клаб» и остальное?

Естественно! Понятно, какие будут ассоциации, если в названии есть что-то такое итальянское или что-то более-менее утончённое, типа Fidelio, плюс золото в логотипе и слово «Club».

Тут сразу вспоминается один эпизод из серии книг «Плоский мир» Терри Пратчетта, лучшего сказочника современности, в котором он описывает пожар в академии клоунов. Пытаясь потушить пожар, клоуны набирали полные вёдра воды, и спешили вылить их на пламя, но не могли их донести, так как клоунский инстинкт заставлял их смешно упасть и вылить воду на себя.

Так и здесь. Для многих детей, когда они видят слово Fidelio, логотип со стразами и слово «Club» в названии – я был уверен, что «гей-клаб» будет одним из первых прозвищ.

Ресторатор в шутку предлагал кроссовер Fidelio и RBL. Ты ответил в реплае, что готов. Это было продолжение шутки или всерьёз?

Нет, я реально готов был. К сожалению, мы с Антоном не пришли к окончательной договорённости. Какие причины? Не знаю. Не могу говорить за другого человека. Но, на мой взгляд, могло бы получиться интересно. Даже если бы все 8 участников, включая его самого, с подавляющим преимуществом победили бы всех наших – ну окей, мы бы честно проиграли.

Вообще я за подобные встречи. Кросс-площадки различные – это очень интересно. То, что было между «Верусом» и «Словом» – это прикольная идея. Да, были недочёты и проблемы с подготовкой, но в целом всё интересно прошло.

Самое интересное, что у Забэ ровно такая же позиция.

Ну, видишь. Я понимаю, что ему, может быть, хочется с «Версусом» или «Словом» мероприятие провести. Они ближе ему по содержанию. Мы, как уже выяснилось, бродячее шапито, прикрывающееся вывеской батл-рэпа. Ну, окей. Но, если честно, жаль, что не получилось.

Ты говорил, что Fidelio – проект  для широкой аудитории и любой не знакомый с жанром человек может начать знакомство с батлами через вашу площадку. Но глядя на просмотры, это точно не так.

Да. Может быть, мы немножко сели в лужу по работе с онлайн-просмотрами. Но, знаешь, для меня был такой диссонанс: с одной стороны просмотров мало, а с другой – действительно очень много откликов, очень много людей, которые в курсе Fidelio. Вот даже сейчас возьми: сколько в последнее время было интервью про SLOVO?

Минимум.

Ну вот. Не знаю, какая политика у «Версуса». Может быть, Саня или Мирон со Смоки против большого количества интервью. Но согласись, создаётся ощущение, будто я всем интервью проплачиваю.

Хах, ну нам – точно нет.

Понятно, что нет. Но я, правда, не знаю. Я беседую о Fidelio и для «Никому не нужного хип-хопа», и для более широких изданий, и даже какие-то женские журналы просили с ними пообщаться. Плюс комментарии для «Коммерсантъ», РБК, большое интервью The Flow. Видимо, людям всё это интересно. Не знаю, может быть, это внимание к упавшему с небоскрёба трупу: все разглядывают, где у него кишки, целы ли галоши и так далее.

Возвращаясь к вопросу о широкой публике – я действительно хотел, чтобы были такие батлы, с минимумом внутряков и с максимумом интересных для широкой публики шуток и тем. Честно скажу, что я специально приглашал в качестве зрителей на наши батлы людей из совершенно разных сфер. И я им сразу сказал: хорошие слова и поздравления вы мне можете на День рождения сказать, скажите лучше честно про Fidelio. Приятно, когда профессор МГИМО тебе пишет: вот здесь вот плохо, вот здесь интересно, а вот здесь динамично. Он же один из первых написал «Не выходят батлы, что случилось?» Это тоже приятно.

И это, вообще, странно. Может, я не очень объективен, а главный критерий объективности – количество просмотров. Но почему-то огромное количество людей знают про Fidelio, знают мемы про хасл мэээн и прочее. Котзи вон личку закрыл, столько детей ему чушь писали. И то количество экспертов, что пишут мне в личку нелицеприятные вещи не сказать, что уменьшается. А я её специально не закрываю, люблю работать с почтой. Но в то же время не сказать, что из всех, кто пишет, прям так много людей, кто утверждает, что Fidelio – говно и так далее. Больше пишут те, кто интересуется, когда новый сезон и как подать заявку.

Главная загадка, которая волнует всех: куда пропала NESTYNASTYA?

Не соглашусь, что это главная загадка. Не так уж много людей заметило её исчезновение. Это тоже из тех моментов, что когда она была, в комментариях писали «что она здесь делает?», говорили о своём к ней сексуальном влечении, и тому подобное, или просто требовали убрать.

Частично под влиянием этих комментариев, было принято решение, что Настя – не самый яркий в кадре человек. Хотя, может быть, сейчас мы это пересмотрим.

С её уходом прекратилась практика строгого слежения за временем.

Ты знаешь – нет. Были другие девушки после неё, которые следили за временем.

Слушай, если этот вопрос правда волнует всех, то мы свяжемся с посольством Гвинеи-Бисау по поводу возвращения Анастасии. Возможно ей снова смогут оформить визу.

Лично меня с самого первого выпуска мучает ещё один вопрос: что стало с Фиделито?

Идея была такая. Мы купили в качестве символа батла варана. Если ты не в курсе, рептилий я очень люблю, это и по имени понятно. Змеи уже были на других батлах, и я подумал, что иметь вот такого ручного дракончика было бы неплохо.

К сожалению, вот эти водяные вараны,  не очень хорошо приживаются в неволе. И поэтому он у нас, к сожалению, ко второму батлу заболел. И я не стал уже больше рисковать и приносить его, лечил дома. Была зима, и транспортировать его через всю Москву – это крайне проблемно.

За месяц где-то я его вылечил, но всё равно, таскать его по зимней Москве не решился, и  продал его человеку, у которого он теперь растёт в большом террариуме. А у нас появилась Фиделина – самка королевского питона. Она намного более тактильная и хорошо относится ко внешнему воздействию. Но если бы мы в каком-нибудь Майами батлились, то сто процентов у нас бы Фиделито был.

Видел тебя на последнем ивенте «Слова Спб», где был батл Seimurа с Корифеем. Ты там как-то странно прятались за кулисой. Боялись лишнего внимания?

Я не прятался. Приехал поддержать Seimurа’а. Понимаешь, это ивент Дэна Чейни и мне куда-то лезть там лицом торговать – это не совсем моё. Я просто приехал Серёгу поддержать. Он сейчас выступает в Fidelio, и поддержать его на чужом батле мне показалось классной идеей.

Я бы не сказал, что прятался. От камеры я там не убегал, просто стоял где-то там вверху со своими хорошими знакомыми.

Какое главное достижение Fidelio на сегодня?

Отвечу очень хорошей цитатой из «Собачьего сердца». Эпизод, когда ясновидящая Жанна угадывает мысли. Шариков кричит: «Какое самое главное событие в моей жизни?» И человек, который стоит рядом с Жанной подсказывает: «Впереди» Жанна отвечает: «Главное событие вашей жизни ещё впереди»

Я очень надеюсь, что главное достижение Fidelio ещё впереди. Но из того, что есть, конкретно для меня – это огромный опыт. Для участников – надеюсь, что все они что-то положили себе как в материальном плане, так и в плане карьеры. Не только участники, но и люди, занятые в проекте. А для зрителей – мы дали выход их эмоциям. Был ряд батлов, которые можно записать в историю российского батл-рэпа.

Что у нас получилось – это делать отличающиеся от остальных батлы. Что-то не получилось, что-то, наоборот, выстрелило. Очень не хочется, чтобы эта история закончилась первым сезоном. Я не ставлю каких-то долгоиграющих планов, потому что неприятно самому, что получилось далеко не всё из запланированного. Поэтому сейчас о будущем говорить не буду.

Для Антона Забэ Fidelio тоже стал достижением. Интересно, сколько он на стримах про нас заработал? Хотя, это его дело абсолютно. Ну и, если бы не его красноречие, то, наверное, и про нас меньше народу узнало.

Удалось ли тебе что-то заработать на Fidelio?

Да, и очень многое. Пусть не деньгами, но, как всем поклонникам игры «Герои меча и магии» известно, ты стал взрослым, если выбрал не деньги, а опыт.

А каков твой сегодняшний примерный ежемесячный доход?

У меня нет постоянного дохода в месяц. Иногда за свои проекты я получаю достаточно приличные суммы, которых хватит на покупку нового японского внедорожника, иногда намного меньше. В целом, на жизнь хватает.

Германия, HipHop.ru, «Версус»

Ты некоторое время жил в Германии и учился в Боннском университете. А потом перевёлся в МГИМО. Почему?

Так получилось, что у меня была возможность в суровые 90-ые годы вместе с родителями переехать в Германию. Там я сначала учился в немецкой школе, параллельно в российской сдавал экзамены. Потом поступил на подготовительные курсы в Боннский университет, а потом уже год учился в самом университете.

По ряду причин – изменения в немецком законодательстве по поводу иностранных студентов и другим обстоятельствам – у меня не получилось пробить визу. Я был вынужден вернуться в Россию. Перед этим я пришёл в Боннский университет и спросил, есть ли партнёрская программа. Оказалось, что да, есть: у Боннского университета есть партнёр в России – МГИМО. Я подумал: это именно то, что мне нужно и продолжил там обучение.

Как на тебе сказался немецкий опыт и чем впечатлила жизнь в Германии?

Она для меня была очень хорошим катализатором. Хип-хопом я начал интересоваться в Москве, ещё до отъезда в Германию. Но всё осознанно было уже в Германии. Я там концерт 2pac вживую видел, Run DMC в золотом составе, Wu-Tang, Cypress Hill. Очень крутое время было.

У меня в Германии был доступ к многим журналам и книгам про рэп, где можно было тексты песен почитать моих любимых исполнителей, так как на слух далеко не всё понятно было. Почитал, перевёл, и для меня это был шок – там реально такие страшные вещи: убийства, наркотики, ужасное отношение к женщинам. Воспевают пороки, скажем так. Но с другой стороны – и рифмы, и техника, и образы интересные, это всё тоже было. Это сочетание красивого и ужасного именно тогда меня начало привлекать.

Для меня рэп и батл-рэп – это как раз такая штука, где сочетается отвратительное и прекрасное. Прям как в жизни, только слегка гипертрофированно.

Как ты познакомился с Ресторатором?

Это было ещё, наверное, до того, как начался Versus. Меня тогда пригласили, как одного из кандидатов на роль судьи, и просто рассказали, что задумывается такой проект. И я познакомился с этим хорошим человеком.

Я сам не из Питера, у меня тогда девушка в Питере была. Но первый же раз, когда меня пригласили посмотреть, я пришёл. Если не ошибаюсь, это был уже второй выпуск – то есть не тот, где фотография с Оксимироном и L’One. Я пришёл и мне понравилось.

На тот момент я уже неоднократно судил онлайн-батлы Hip-Hop.ru, потом был организатором онлайн-батлов там же. И в какой-то момент батлы на форуме перестали меня интересовать. Вот сейчас вспоминаю официальные батлы, с 6 по 8, и частично 9. Там было много новаторского, прям, можно сказать, прорывного для отечественного хип-хопа, и пусть иногда получалось очень кондово, но в большинстве песен участников финальных раундов было много яркого и необычного. И это очень радовало. Я уже не раз сравнивал те батлы, особенно отборы, с намыванием золота в грязи. Надо прослушать гору шлака, чтоб найти что-то интересное, но оно того стоило.

А потом пришли люди, которые начали копировать у тех, кто уже был на Hip-Hop.ru, без каких-то новых идей. Появился некий поджанр форумского батл-рэпа, со своими критериями, где стало меньше экспериментов и искренности, но зато много рассчётливости, что, может, и подняло технику, но почти полностью убило какую-то, что ли, душевность.

Это в онлайн-батлах мне не нравилось. И в Versus я увидел что-то свежее, подумал что это действительно новый виток в жанре. Потому и согласился участвовать в качестве судьи. Было забавно наблюдать, как люди писали: «Как ты, человек, который судил Hip-Hop.ru-шные батлы, это говно судишь?»

А ты ведь тоже батлил на «Версусе», но этот выпуск не выложили. Почему?

Да, я батлил с Maestro A-Sid. Это тоже был интересный опыт. Но если с Fidelio я готов продолжать, то это продолжать не хочу.

Там какая была ситуация. Мы с A-Sid’ом знакомы какое-то безумное количество лет. Он жил в Питере и был безумно занятым, я никак не мог его выцепить для встречи. И я его вызвал на батл. Мы оба не очень хорошо подготовились, я ещё текст забыл. Спасибо Ресторатору, что он это не выложил. Орали там одинаково, может, чуть больше на A-Sid’а, но победу отдали мне.

Для меня это было важно, как некий опыт. Это помогло судить дальнейшие батлы и немножко по-другому к ним относиться. Но это было разочарование для тех, кто ожидал, что это будет крутой батл и это было разочарованием для меня. Но зато после батла мы A-Sid’ом сдружились ещё сильнее, стали чаще видеться, у нас есть совместные проекты.

А с Ресторатором ты сейчас не общаешься?

Нет. У нас нет какого-то конфликта, насколько я понимаю. Но Саша не очень рад сложившейся ситуации.

Есть шанс, что ты когда-нибудь вернёшься на «Версус»?

Ну, это не мне решать. Скажем так: если мне предложат вернуться на «Версус», я, естественно, туда пойду. Потому что было бы глупо говорить какие-то плохие вещи про проект, на котором ты четыре года находился. «Версус» – это супер, это самая популярная батл-лига в России. Это глупо отрицать. Мне нравилось там судить. Поэтому если пригласят, я обязательно туда поеду.

Чем ты сейчас занимаешься, помимо Fidelio?

Рэп никогда не был моим суперосновным занятием. Так получалось, что я раньше был главным редактором журнала «К.Е.Д.», а сейчас просто остался в кроссовочной области. Чаще выступаю как эксперт, езжу с лекциями, организовываю кроссовочные мероприятия.

Из таких крупных и постоянных – это SNEAKER SWAP. Это выставка и продажа от частных продавцов кроссовок. Более-менее часто стараемся собираться, обычно раз в месяц. Ребята продают кроссовки из старых коллекций: что-то по низкой цене, а что-то из редких коллекций по большой цене.

И, наверное, моя самая большая должность – это участие в организации выставки Faces&Laces, с прошлого года я куратор её кроссовочной части. До этого я тоже плотно работал с ребятами, журнал «К.Е.Д.» тоже выставлялся там, наверное, лет 7 уже. А с прошлого года вот ещё и куратор. Всё-таки кроссовки, наравне с хип-хопом и змеями – очень важные составляющие моей жизни.

Подписывайтесь на «Бадибэг» – главный канал о батл-рэпе в Telegram

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.