С декабря в Петербурге работает интерактивный парк «Россия — моя история». Открывали и пиарили его с таким пафосом, будто на «Парке Победы» теперь находится топовая культурная локация.

Чтобы привлечь посетителей, парк-музей рекламировали во всех городских медиа и телеграм-каналах. А заодно сделали бесплатное посещение до 15 апреля. Я купился и пошёл. И сразу же стало ясно, почему локация открылась именно сейчас и почему бесплатно именно до апреля — позже вы тоже это поймёте.

***

В анонсах и рекламных текстах мне обещали суперсовременный технологичный парк с полным погружением в различные исторические эпохи. На деле же в РМИ нет даже скромненькой VR-зоны — обязательного атрибута любой современной культурной локации. Всё состоит из проекций и колхозных стендов — ровно так же можно было бы украсить какую-нибудь школу, что принесло бы не меньше пользы. Единственные интерактивы — корявенькие викторины, с которыми справится любой второклассник.


Но это — не самое страшное. Чем дальше в лес, тем лучше понимаешь всю суть перфоманса. Обещая нам наглядную информацию об истории родной страны, парк предоставляет только поверхностные тезисы, поданные с выгодной стороны: язычники были плохими, но Владимир всё исправил, до Петра ели репу и пили квас, а потом завезли нормальную пищу, коммунисты жгли церкви, но попы всё равно боролись до последнего и все поголовно стали мучениками. Это лишь часть манипуляций, которые проделает с вами эта машина пропаганды.

У поклонников экспозиции всегда есть один аргумент: РМИ — для детей. Но это как раз самый печальный факт. Дети принимают любую красиво поданную ложь на веру. История в этом плане — самая уязвимая наука, которая в руках власти легко превращается в оружие пропаганды.

Полезные факты здесь дети узнают вряд ли. Всю экскурсию было ощущение, что я нахожусь в плохом учебнике истории. Все легенды здесь подаются, как факты: Владимир ослеп, а потом чудом прозрел, Александру III приписывают фразу про армию и флот в роли лучших союзников, а Куликовская битва разом спасла Русь от гнёта монголо-татар. И так в каждом зале — груда пафосных, но стрёмных презентаций с небольшим плакатом про быт. Википедия для доверчивых и ленивых.


Основная задача РМИ легко обрисовывается ключевыми вопросами. Везде тема войны, а потолок самого современного зала рассказывает о главных успехах русской армии. Везде проскакивает тема православия, а язычество визуальными, музыкальными и текстуальными средствами превращается в нечто дьявольское. Западные страны прозрачными намёками в виде цитат известных людей показываются как остолопы и враги. Огромные инсталляции с кучей фактов про Великую отечественную войну. Не меньше — про репрессии и гнёт СССР. Зато Брежневские времена — в более бытовом и радужном ключе. А сколько кивков в сторону князя Владимира и Крыма — не сосчитать.

Но главное, что Путин говорит об РМИ так: «Экспозиция даёт объективную картину истории нашей страны со всеми её победами, достижениями и проблемами» Он же явно не будет лгать.

Генеральная линия становится совсем уж очевидной, когда забредаешь в зал 90-ых. Сразу фильм с пляшущим Ельциным и масса иллюстраций разрухи. Полный ад, из которого не выбраться. Даже вон в культуре чёрт знает что: один из слайдов рассказывает о том, насколько же пошлая и низкопробная проза у Пелевина и Сорокина.


Затем делаешь шаг в соседний зал — и вот оно спасение! Всё в ярких героических тонах, портреты Путина, цитаты о силе России и ни капельки не манипулирующая фактами статистика со сравнением 1999 года с 2017. Ходишь себе, ходишь и вспоминаешь, что 18 марта были выборы. Оглядываешься на переполненные залы и приходит мысль, что неспроста бесплатно РМИ работает с декабря по апрель.

Историкам, культурологам и хоть что-то видящим вокруг людям здесь делать нечего. Погрузившись в безнадёгу и отбив лоб, я бродил по залам уже с чисто культурологическим интересом — всё зря. Пока про войны целые огромные залы, про культуру удалось найти два-три стенда. И те — максимально поверхностные и ошибочные. О чём речь, если Серебряный век они низвели до коротенькой презентации про театр?

Зато с православием, самодержавием и народностью — полный порядок. И о любых опасностях народ надо тоже красноречиво предупреждать. Вокруг фильма про Ельцина целая пятиминутка ненависти: бабушки бурчат под нос, как он сгубил страну, а молодые им уверенно поддакивают. Зато облегчение наступает в нескольких красочных залах о современности. Ведь перед этим мы все должны усвоить урок: любые перемены — это очень плохо. Каждая иллюстрация немногочисленных в нашей истории бунтов, восстаний и революций расписана в негативном цвете — всюду огонь, кровь, красно-чёрные тона и нагнетающая музыка. Зато на войне — исключительно золото, доблесть и героические аккорды.

Оглядываясь, сколько вокруг детей с их воодушевлённым родителями, в конце экскурсии я был полностью опустошён. Выходной потрачен зря — не то, что средства, которые «Газпром» выделил на создание таких парков по всей России (сегодня отделения РМИ находится 16 городах, а по поводу финансировании проекта не раз разгорался скандал в СМИ). Восторженные толпы нахаляву слушают сказки и проникаются величием безгрешной матушки России.

Не знаю, чья это история, но точно не моя.


Комментарии