В интервью «Аиф» министр связи РФ Николай Никифоров сообщил следующее:
– Есть ли шансы, что в России прекратят охотиться на Telegram? Нет: есть решение суда, а все решения суда должны быть исполнены, даже те, которые выполнить не так-то просто. Я хочу напомнить, почему вообще потребовалась блокировка: после терактов 2016 года в РФ приняли пакет антитеррористических поправок в законы, в том числе в закон «О связи». Тогда появились такие понятия, как «организатор распространения информации», то есть, по сути, всего интернет-трафика. И именно тогда приняли норму: организаторы распространения информации, которые, в соответствии со специальным приказом Федеральной службы безопасности, не передают в случае запроса так называемые ключи шифрования, должны быть на территории Российской Федерации заблокированы.
А теперь несколько фактов для тех, кто не в курсе:
1. У Telegram нет ключей шифрования для секретных чатов. Давать нечего – Дуров говорил об этом миллион раз. Если же ФСБ хочет от Telegram универсальные ключи шифрования для обычных чатов – добро пожаловать в Конституцию РФ. Кстати, это требование невыполнимо еще и потому, что телеграмом пользуются не только в России. Дуров НИКОГДА не выдаст ключи;
2. В реестр «организаторов распространения информации» летом 2017 года насильно включили Telegram – уже тогда Дурову угрожали блокировкой. Зато, по словам Никифорова, «В реестр не входит ни мессенджер Viber, ни мессенджер WhatsApp, ни Google, ни Gmail, ни Twitter».
3. У WhatsApp, если что, по умолчанию включено end-to-end шифрование во всех чатах. Не считать WhatsApp «организатором распространения информации» может только идиот. Но на этот мессенджер никто не давит и ничего не блокирует.
Вот так работает замечательная российская система, которую нескрываемо бесит гонор Павла Дурова.