Другая лига в сравнении с Окси и остальными.

Я практически не слушаю русский рэп. Просто не понимаю, зачем. Как сказал классик: «Если есть уже «Good Kid, M.A.A.D City», на*** мне «Горгород» в плеере?»

Если бы Чаадаев, Бахтин, Тургенев и Чичерин жили сегодня, то слушали бы на своих тусовках исключительно хип-хоп. Ни один жанр в России так же явно не молится на Запад. Все от старой до новой школы подсматривают или нагло копируют зарубежных коллег. А менторы Fresh Blood 4 открыто говорят в одном из выпусков, что заимствовать западные фишечки нужно обязательно и в этом нет ничего стыдного.


Рэперы будто бы забыли, что творчество, даже в эпоху постмодерна, подразумевает создание чего-либо оригинального. Пока они копируют британский грайм, гарлемский олдскул или американский клауд, говорить о таком жанре, как русский рэп, попросту бессмысленно.

Безусловно, есть исключения – особенно в абстракт-хип-хопе или в лютом андеграунде. Среди же популярных рэперов совсем мало тех, кто изобретает собственный стиль и может позволить себе экспериментальное. Но именно таких исполнителей лично мне слушать интереснее всего. Найдите, например, второго Хаски. Или вспомните, кто так же смело балансирует на грани витч-хауса, как Boulevard Depo. Или просто посмотрите, насколько Loqiemean выбивается из тусовки Booking Machine.

Но всё равно каждый из них не встаёт вровень с артистами других жанров и не продаёт билеты широкой аудитории. Да, Хаски модный, но всё равно ещё слишком мерзкий в лайве для огромного числа людей. Локи и Депо попросту до конца не распробовали, несмотря на немалое число удачных релизов в последний год. Но всё не так плохо – среди продаваемых артистов есть как минимум один чрезвычайно талантливый и самобытный. Речь, конечно же, о Скриптоните.


Слушать его я начал совсем недавно – боялся ореола любимчика инстаграм-моделей и влияния Gazgolder’а. Слышал пару-тройку треков, читал мнения, смотрел интервью, но полного и правильного образа не складывалось. Казаха нахваливали все наперебой, и вот я решил узнать, за что. Примерно на третьем-четвёртом треке альбома это стало предельно ясно. Мало кто вообще в русской музыке так заморачивается над звучанием.

Скриптонит раздвигает границы жанра: его музыка – это гораздо шире, чем просто хип-хоп. Особенно в живом исполнении, где даже самый попосовый трек превращается в смесь рока и блюза. Именно такая репутация продала мне билет на недавний питерский концерт. А тут ещё Окси накануне признал полную капитуляцию перед казахами, пусть и обращался он к другому Адилю – таксисту.

Я, конечно, ждал ажиотажа, но не такого. Специально подойдя к клубу А2 на полчаса позже официального начала концерта, я всё равно встал в очереди на улице. Ок, такое случается – это ещё ничего не значит. Но при виде зала я словил когнитивный диссонанс. Пятитысячный клуб был забит под завязку, без шансов протолкнуться от баров поближе к центру. Год назад на шикарной британской группе Metronomy (пожалуй, самый ламповый концерт в моей жизни) в этом же клубе людей было в 2-3 раза меньше. Нет, я не в Нарнии и понимаю, что русские рэперы часто собирают больше отличных зарубежных групп. Но не настолько же.


Позже всё встало на свои места. Скриптонита слушают действительно все. Впервые в жизни я не чувствовал себе единым с аудиторией и не уловил какую-то особую атмосферу. Здесь собрались и типичные рэперы, и хипстеры, и модники, и полубыдловатые личности, и модельной внешности девушки, и даже задроты – раньше примерно так выглядели концерты по-настоящему народных групп. Все эти кусочки аудитории вели себя совершенно по-разному: кто отрывался под каждый трек, кто ждал хита, кто скучал и напивался у бара, а кто просто наслаждался музыкой.

Последнее, кстати, торговая марка Скриптонита. Мало кто в лайве звучит настолько чисто, особенно среди русских артистов. Шикарно сыграно и спето – при том, что это совершенно новый экспириенс в сравнении со студийками. Не очень понятно, как на его концертах сходить с ума в общем порыве, на слэм там тем более никаких намёков, но Скрипа приятно просто послушать. И это огромнейшая редкость во времена пердёжных басов а-ля «Маятник Фуко».

Впрочем, жести тоже хватало. Несмотря на претенциозно малое количество хитов и довольно вялую работу с аудиторией, передние ряды штормило без остановки. В какой-то момент толпа выплюнула к задним рядам молодого парня с рассечённой бровью. Он состыковался с другом у бара и увлечённо объяснял, что жёстко навалял обидчику. Как это вообще возможно в такой тесноте – решительно непонятно.

Концерты только подтверждают, что Адиль – большой музыкант. Ему важно не дать шоу, а донести до людей музыку. Никаких «притонов» и «космосов», к чёрту популистские бессмысленные кричалки, ни к чему декорации и корявые слайд-шоу – он со своим бэндом обеспечит качественное переложение не самых популярных, но крайне талантливых треков. Шутки про непонятный бубнёж тоже ерунда – за него каждую строчку орёт зал, не надо даже в басковском стиле протягивать микрофон. А на таких хитах, как «Цепи», крики зрителей полностью заглушают вокал.

Для тех же, кому не хватало шоу, специально был припасён туз в рукаве. Пока разодетые девушки с телефонами в руках сходили с ума от трека «Ламбада», на сцену внезапно ворвался T-Fest и окончательно уничтожил толпу. После этого аудитория готова была простить всю гиковскую холодность Скриптонита. Да, было коротко, да, мало хитов, да, не вышел на бис. Но какие претензии, если по факту он угодил всей своей разношёрстной аудитории, совместив попсовое шоу с отличным исполнением своей сложной музыки?

Скриптонит замыкает десятку самых доходных русских рэперов. По популярности он примерно в том же районе. Но «Олимпийский» ему не интересен, о чём он не раз косвенно или прямо говорил в интервью. Если бы Адиль хотел только денег и славы, то давно бы присел на прямую бочку и агрессивную тараторку, а не запирался бы на даче, создавая каждый трек целиком.

Он всегда останется на границе между широкой известностью и суперпопулярностью, наверняка это устраивает его самого. Скриптонит намеренно не создаёт сольные хиты – найдите у него хоть один типичный бэнгер. На концертах Адиль не стремится разорвать толпу полной копией студийных записей в сочетании с напускными элементами шоу. Именно это отличает его от остального русского рэпа. Те же 25/17, Баста и ЛСП тоже играют с живыми инструментами, но Адиль – это другой дивизион.

Он не рэпер, а музыкант. Что чувствуется от начала и до конца любого его лайва.


Главное по теме «концерты»
Виталий Халюков
01 Сен '20
4 137 
Долгополов, Соболев и Чужой. Какие стендап-концерты стоит смотреть, а какие нет?
Гайд по современному русскому стендапу.
Андрей Ставицкий
24 Ноя '19
3 769 
Noize MC и Шнурова оштрафовали за мат. И до утра продержали в полиции
Такой штраф каждому по карману.
Владимир Завьялов
27 Апр '19
21 732 
Rammstein хуже Шнурова. Они копируют сами себя уже двадцать лет
Владимир Завьялов – о немцах, которые не хотят меняться.
Владимир Завьялов
22 Мар '19
6 109 
Почему Шнур закрыл «Ленинград». Виноват кризис жанра
Владимир Завьялов – о прощальном туре самой популярной русской группы.
Глеб Чернявский
27 Ноя '18
6 587 
Все пришли на Оксимирона, но лучшим был Баста. Репортаж с главного концерта года
Глеб Чернявский вернулся в рэп.
Андрей Ставицкий
24 Ноя '18
3 624 
Солист Rammstein запретил смартфоны на своих концертах в России. Фотографий не будет
Ни стримов, ни фоточек, ни-че-го.
Комментарии