«Война бесконечности» – шикарный финал десятилетней арки о поиске всесильных камней и просто один из лучших фильмов Marvel. Но точно не лучший. Даже несмотря на развязку.

Как Imax-аттракцион новые «Мстители» работают лучше любого фильма за последние годы. Сумасшедшее количество персонажей, неплохой юмор, безупречная графика и продолжительный экшн ни на минуту не позволяют задуматься о рекордном хронометраже (ранее ни один фильм Marvel не длился 2,5 часа).

Наоборот, тебе мало и хочется ещё. У братьев Руссо, возможно, проблемы с авторским почерком, но конструировать эталонное развлечение они умеют прекрасно – бесконечный экшн в фильме не бесит и не заставляет зевать, потому что напрямую определяет ход сюжета.


«Война бесконечности» – идеальная финальная серия. Проблема только в том, что она не финальная. Именно это и губит всю концепцию, делая фильм хуже.

«Войну бесконечности» невозможно смотреть, как отдельное самостоятельное кино. Хотя бы потому, что необходимо быть в курсе практически всех событий предыдущих фильмов. Персонажей там демонстративно не раскрывают – зачем, если это уже сто раз делали в сольниках? Не видели – ваши проблемы. Мы Disney, мы множим фанатов гик-франшиз. А гики, знаете ли, сегодня в большинстве.

Именно сериальность и губит «Войну бесконечности». Дело даже не в непригодности для случайно забежавшего в зал человека – в трезвом разуме этого никто всё равно не сделает. Главная проблема не в прошлом, а в будущем – сериал продолжится, а новые эпизоды уже анонсированы. Весь эпик мигом пропадает, если посмотреть на уже запланированные фильмы Marvel.


Успех киновселенной заключался в совершенно новом формате – франшиза, которая становится таковой лишь в процессе, путём пасхалок, намёков и пересечений сюжетных арок. Но это и главный минус. Если в каких-нибудь «Звёздных войнах» повествование линейно и каждое событие почти всегда имеет необратимые последствия, то Marvel берёт за основу комиксы. А там, как известно, никто не умирает.

Да, это уже самый прибыльный и, вполне вероятно, самый популярный в истории киносериал. Но точно не лучший и никогда таковым не станет. Ниже – несколько причин, почему так.

1. Ключевые персонажи не умрут – это вам не «Игра престолов». А если умрут, то непременно воскреснут по любой, даже самой дурацкой, причине. Это главное правило комиксов. Marvel вообще боится рисковать и за все десять лет смогла убить только пару периферийных персонажей киновселенной. Поэтому любая масштабная катастрофа ничего не значит – герои всё вернут на свои места.


За главных героев бояться не стоит тем более – у многих актёров длительные контракты и уже анонсированные сольники. А некоторые – просто бессмертные символы киновселенной. Может быть, Кевин Файги осмелится и пожертвует условным Капитаном Америка, но не более того.

2. Любое событие не значит ровным счётом ничего. В какую бы задницу ни загоняли героев, они выберутся. Может и не прямо в этом фильме, но в следующем точно. Это комиксы. Причём комиксы от Disney. Расстраивать детишек слишком продолжительным торжеством зла – преступление для такой компании. Но зачем смотреть сериал, где ключевые события задевают персонажей лишь по касательной?

3. У Marvel полно проходных «серий», которые всё равно нужно смотреть. Наверняка вы замечали, что в сезоне любого сериала найдётся парочка вялых эпизодов, где толком ничего не происходит. Такие серии зачастую используют для лучшего раскрытий персонажей, а их главная функция – пауза для отдыха и нагнетание напряжения перед финалом.

Киновселенная Marvel чисто коммерчески не может позволить себе пустые фильмы. Поэтому даже в самые провальные картины они суют что-то принципиально важное для метанарратива. Яркий пример – отвратительный «Тор 2», который выглядит всесторонне лишним, но презентует камень реальности. Это очень странный путь – логичнее было бы делать авторское кино, не завязанное на центральном сюжете киновселенной, или вообще избегать фильмов, выбивающихся из этой канвы.

4. Полная разрозненность в тоне повествования. Marvel часто хвалят за разнообразие жанров: в киновселенной можно найти что угодно – от космо-оперы до шпионской драмы. Но для эффекта «сериальности» это как раз огромный минус.

Вот смотрите, есть весь такой брутальный Тор, говорящий языком саг. Комизм в первых двух частях строился исключительно на попадании в чужеродную среду – как в фильмах о путешествии во времени. А потом пришёл Тайка Вайтити и сделал авторское кино – абсурдистскую экшн-комедию. Теперь образ Тора – «чёткий пацанчик», не прекращающий шутить. Такой себе альфа-самец из футбольной команды колледжа. И возникает вопрос: какой Тор настоящий?

То же и с фильмами. Есть классический и довольно глупый, но важный для метанарратива, боевик «Мстители». А его фактический сиквел «Эра Альтрона» от того же режиссёра Джоса Уидона – уже авторское кино библейского толка с тонной сложных подтекстов. Чувствуете хоть какую-то последовательность?

Поэтому братьям Руссо пришлось невероятно тяжело. В «Войне бесконечности» они брали сюжеты и образы во многом наобум, а где-то всё придумывали заново. Marvel принято хвалить за выстроенные сквозные истории. Но когда у этих сюжетов несколько раз меняется тон, концепция распадается.

5. Есть и более заметный фейл в марвеловском метанарративехронология и сюжетные дыры. Всю такую выстроенную и логичную киновселенную за это критикуют очень давно, от тех же фанатов полно роликов на YouTube. Причём создатели сами вносят путаницу, вставляя в «Человека-Паука» строчку «столько-то лет спустя» и цепляясь к датам в отдельных фильмах.

Всё осложняют и контракты актёров – то Пеппер представляют человеком, без которого Тони Старк не может, то она пропадает на несколько фильмов, то опять возвращается уже в роли невесты. И не очень-то понятно, когда и как развивался этот подсюжет, как и многие сюжеты в киновселенной. Файги любовью к конкретным цифрам путает и режиссёров, и зрителей.

6. Гик-блогеры с YouTube всё давно уже рассказали. Это вообще бич современного массового кино, в особенности кинокомиксов. Трейлеры уже давно делают не в качестве рекламы для зрителей, а как головоломку для разборщиков. «Война бесконечности» тому яркий пример – создателям тизеров, трейлеров и ТВ-спотов пришлось снимать множество сцен специально для этой продукции и изощряться с монтажом. А как же – иначе всё заспойлерят. Но всё равно это не работает – ключевые сюжетные повороты обзорщики прогнозирует куда успешнее, чем синоптики – погоду.

Можете посчитать меня сумасшедшим, но я смотрю все (вообще все) ролики с кинотеориями, разборами трейлеров, поисками пасхалок и всем остальным. И не я один – взгляните на количество просмотров и подписчиков у того же Cut The Crap. Плюс каждый гик в курсе комиксовского лора, поэтому чем-то удивить настоящих фанатов невозможно.

В «Войне бесконечности» меня удивил ровно один сюжетный поворот, и он находится в середине сюжета. Речь о моменте с камнем души – главной пасхалкой в десятилетней истории Marvel. Сценаристы грамотно отводили взгляды фанатов, отвлекая их на оранжевое свечение глаз Хеймдаля, карманную вселенную из «Чёрной пантеры», разбитый молот Тора, плакаты с Тони Старком и ещё с десяток вещей. Уверен, что сценаристы пошли на такой, совершенно непредсказуемый ход, чтобы гарантированно не повторить фанатские теории. С гиками сегодня считаются.

Но это всего один момент. Один! В самом шокирующем и мрачном фильме от Marvel. Я с самого начала знал весь сюжет, вплоть до концовки. И слитые, откровенно левые, сценарии тут не при чём. Достаточно просто периодически включать ютуб на ночь и держать руку на пульсе культуры.

Ни одного фаната не удивит ни финальный твист, ни даже сцена после титров. Более того – уже давно известно, кто и каким образом будет разруливать последствия «Войны» в «Мстителях 4». А гиков сегодня, напомню, очень и очень много. Поэтому фильм – лишь повод, чтобы посмотреть большое произведение из окружающих его обзоров. Только вчера, в день премьеры, вышел десяток разборов сцен и теорий по «Войне бесконечности».

Конечно, ровно такая же история есть и вокруг успешных сериалов. Но вы можете себе представить, что на последней серии «Игры престолов» или в финале очередного эпизода «Звёздных войн» вы бы махнули рукой и сказали: «Тьфу, ничего нового – всё, как и планировалось»?

7. Проблемы со злодеями. До Таноса не было никого достойного – Земо неплох, но слишком тупой план, Альтрона слили незаслуженно легко и быстро, а всеобщей любви к Локи я не разделяю. Танос смотрится таким шикарным во многом на фоне посредственных конкурентов. План-то у него тоже на деле довольно глупый и спорный, зато характер прописан замечательно.

«Война бесконечности» – сольник Таноса, где все остальные персонажи на втором плане. Marvel осмелились поставить антагониста в центр повествования и сделать его мотивацию понятной и даже привлекательной для зрителей. Но это первый удачный злодей в киновселенной. В 19-м фильме! Можете себе представить сериал, где злодей появляется только к финалу, а до того герои раскидывают ботов?

Печально и то, что Таноса сто процентов сольют. Иначе быть не может – не случайно арку с войной бесконечности разбили на два фильма. По тону концовки первого эпизода предельно ясно, каким образом закончится следующий. И это грустно – такой шикарный персонаж всю историю киновселенной был теневым кукловодом, а проявил себе только в парочке фильмов.

8. «Сериал» вряд ли закончится, пока приносит прибыль. Такова философия Disney. Нас будут кормить приключениями супергероев, пока нам это вкусно. Будут меняться блюда, но приятный сладкий вкус останется. В первую очередь киновселенная Marvel – это крупнейший бизнес, к которому подвязаны комиксы, игрушки и другая гик-продукция. Доить это корову можно бесконечно. Особенно глядя на то, что сейчас происходит со «Звёздными войнами». Гик-франшизы превращаются в «Санту-Барбару» нашего времени. А хорошие сериалы, как известно, должны вовремя заканчиваться.

Marvel привлекли столь большую аудиторию во многом благодаря концепции сериальности. Но настоящим, а тем более хорошим, сериалом им не стать никогда. Сюжет здесь движется не вперёд, а по кругу – каждое событие всегда можно исправить или отменить, словно по мановению «Глаза Агомото» Доктора Стрэнджа. Но играть с временем, как известно, опасно и рутинно. Поэтому дальше Marvel ждут те же войны без конца. Вопрос лишь в том, будут ли зрители десятки лет смотреть одно и то же.


Главное по теме «Marvel»
Андрей Ставицкий
22 Сен '20
13 650 
Парень купил телевизор Xiaomi и назвал его огромным. Над ним смеются, но не только из-за размеров
Такие телевизоры считались огромными лет 10 назад.
Андрей Ставицкий
31 Авг '20
12 495 
Актриса Элизабет Олсен удалила инстаграм. Ее затравили за неправильную скорбь
Как вам причина?
Виталий Халюков
29 Авг '20
1 925 
Умер актёр Чедвик Боузман, сыгравший Чёрную Пантеру во вселенной Marvel. Какие ещё фильмы с ним стоит посмотреть?
Мужчина не был заложником одной роли.
Виталий Халюков
28 Сен '19
3 796 
Sony и Disney вернут Человека-паука в киновселенную Marvel. Почему это отличная новость
Что ж, на этот раз он вернулся быстрее
Виталий Халюков
26 Сен '19
3 217 
Кевин Файги сделает собственные «Звездные войны». Надоело заниматься киновселенной Marvel?
На самом деле, ожидаемая новость.
Виталий Халюков
15 Сен '19
5 599 
Тони Старк точно появится в «Черной Вдове». Marvel продолжит доить Дауни-младшего
Компания кует железо, пока труп персонажа не остыл.
Комментарии