Данил Тармасинов – с грустными итогами 2,5 лет работы канала.


Ровно год назад Геннадий Орлов, Кирилл Дементьев и Алексей Андронов узнали про сокрушительную силу интернета – в онлайн-шоу во «ВКонтакте» они зажгли кулуарными разговорами про «Матч ТВ», его бюджет и слабость руководства. До этого так крупно прокалывался только Дмитрий Губерниев, и с тех пор на сайтах ВГТРК не ведут сетевые трансляции того, что не показывают в эфире.

Орлов, Дементьев и Андронов отхлестали канал за сженную смету и странные стилистические решения. С деньгами и управлением на «Матч ТВ» действительно все не так уж хорошо: иногда сотрудникам задерживают зарплаты, в эфире почти не осталось крупных программ, а на Олимпиаду-2018 в Корею никто из комментаторов не поехал из-за экономии бюджета.

При этом у «Матча» есть какие-то сдвиги в работе, но они локальные и не такие заметные, чтобы говорить о них как о серьезных плюсах. За потерю футбольного чемпионата Испании канал долго лупили, но с конца декабря боссы договорились о 80 трансляциях за сезон – аплодисментов не последовало.

Комментаторы не летали на матчи РФПЛ, потому что не хватало средств, потом прошло заседание солидных мужчин в «Газпроме», приняли новый бюджет, и командировки возобновились – чисто имиджевая история, но важная для большого спортивного телевидения. Реакция зрителей? Спасибо, но так и должно было быть, раз вы претендуете на статус империи в индустрии.


За этот год в «Матч ТВ» разочаровались все, кто мог. В падении зрительского смотрения это не выражается, но даже негатива в комментариях о Тине, Наталье Билан и других стало меньше. И дело не в том, что на канале резко изменилась атмосфера, подача или новостная повестка – просто с «Матчем» уже всё понятно.


Оттуда уходят люди, потому что не видят будущего – Командная, Занозин, Дементьев, Кузмак и Гришин теперь на Первом, а кто-то перешел на Eurosport и Viasat Sport, ведь там нет насквозь токсичной атмосферы.

Оттуда уходят деньги, потому что рекламодатели видят не отдачу, а только отчеты о рейтинговых успехах в определенных категориях (условно М18-34, не среди всей аудитории).

Оттуда уходит жизнь – в эфирной сетке ничего не взрывается, не горит и не полыхает, потому что нет людей и денег. Денег и людей.


Еще раз: доля телесмотрения не падает, но и не растет. «Матч ТВ» аккумулировал всех, кто так или иначе интересуется спортом, но для скачка нужно затаскивать других зрителей. Этим занимались на старте вещания, но получилось так топорно, что с эфира снимали одни плохие форматы (иногда хорошие, но провальные по цифрам) и заменялись другими, такими же нерейтинговыми и некачественными.

И вот, спустя 12 месяцев после выступления Орлова во «ВКонтакте», оказалось, что на «Матч» внезапно стало плевать – и боссам, и создателям, и зрителям. Это проблема позиционирования на старте: Тина Канделаки громко заявляла, что перевернет игру на телевидении, но на деле лишь вызвала раздражение и потихоньку исчезла из информационного поля. Даже в ее твиттере, ранее нашпигованном пиаром «Матча», пропали записи о большом спорте, которыми Тина маскировала интерес к каналу.

Канделаки, видимо, уйдет в декретный отпуск после ЧМ-2018, а «Матч ТВ» еще побарахтается. Директор «Газпром-Медиа» Дмитрий Чернышенко дал оптимистичное интервью ТАСС, где сообщил, что в 2018-м доля спортивных трансляций вырастет с 52% до 70% – то есть закроют еще больше проектов и напихают в сетку повторы или максимально незрелищные матчи.

Любопытно, понимает ли Чернышенко, что рейтинги навсегда заглохнут на одном и том же уровне. В России спортом интересуются от 2% до 3% телезрителей (среднесуточная доля «Матча»), и выше эта цифра не поднимется. После кейса Канделаки, Билан и других менеджеров государство никогда больше не полезет в спортивное ТВ – за 15 лет пробовали с «РТР-Спортом», с «Россией 2» и вот сейчас.

Каждый раз заказчик выходил без прибыли, с огромными финансовыми дырами и репутационными потерями. Видимо, футбол, хоккей, биатлон и другие виды будут держать в загончике платного телевидения с избранными трансляциями на Первом.

На нынешнем уровне продакшена спорт не интересен и не нужен никому.

Твиттер, где можно поругаться на Данила Тармасинова

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.