Отличная тактика по сбору денег.

Гениальные ребята из Cinema Critique сделали по мотивам «Тренера» вот такой ироничный плакат:

Это, конечно, смешно. Но по факту – полная чушь и неправда.


«Тренер» – не фильм Данилы Козловского. Это большой продюсерский проект, который нацелен на заработок. Чистый бизнес, а милое личико звезды российского кино там только для рекламы.

Пусть вас не смущает имя Козловского в графах «режиссёр», «сценарист» и «продюсер» – он тут никакой не Томми Вайсо. Помимо него над «Тренером» работало ещё 5 (пять!) продюсеров. Дичайшая редкость даже для голливудских суперблокбастеров.

Причём речь не просто о каких-то там дельцах, желающих наварить лёгкие деньги. На руководящих постах тут сплошь успешные киноделы: Пётр Ануров (все экранизации Минаева), Леонид Верещагин («Легенда номер 17», «Движение вверх», «Сибирский цирюльник»), Антон Златопольский (те же спортивные блокбастеры плюс «Экипаж» и «Салют 7»), Никита Михалков (просто царь). Под таким руководством даже Эльдар Богунов снял бы успешное кино.

Помимо продюсеров, которые задумали накануне чемпионата мира сделать беспроигрышный проект, Козловского окружала профессиональная команда. Сценарий он писал не один, поддавшись творческому порыву, как он утверждает в интервью.

Ему помогали двое сценаристов, один из которых работал, например, над неплохим «Ледоколом». А комплименты про «так футбол ещё не снимали» – это к Фёдору Ляссу. Оператор «Духless» и «Хардкора» руководил огромной командой, снимающей матчи с нескольких камер. Получилось и правда настолько круто, что в честь него в фильме даже назвали голкипера «Спартака».

«Тренер» – типичный бизнес-проект. Грамотные продюсеры ещё на первом этапе понимали, что такая картина принесёт деньги (но всё равно на всякий случай перенасытили её продакт-плейсментом). Своевременная тематика, лицо главного актёра страны, который теперь ещё и режиссёр, плюс грамотный маркетинг – окупаемость гарантирована. Фильм надоел ещё за полгода до премьеры: Козловский так часто светился на матчах и спортивном ТВ, что стал послом ЧМ. Размах был настолько велик, что поучаствовал даже Роман Абрамович, понервировав тренера «Челси» Антонио Конте сменой расписания ради показа фильма команде.

А тур по городам, назойливая реклама и подогретые журналисты – гарантия, что даже при творческом провале со сборами всё будет окей. О «Тренере» пишут все: в основном либо хорошо, либо нейтрально (отличился лишь безгрешный и действительно сильный критик Станислав Зельвенский). В качестве среза – рецензия Антона Долина. Боже, я из себя сочинения в школе так не вымучивал, как ненавидящий спорт Долин этот текст.

Как и любой продюсерский проект, «Тренер» – это мифотворчество. Причём от и до. Сейчас все начнут верить, что Козловский – фанат футбола. Конечно, он же с «Гарпастума» начинал. Но нет, он знает о футболе не больше средней домохозяйки, а «заинтересовался» им только когда чудом встал у руля большого проекта. В гостях у Урганта и Меньшикова он явно плавал в теме: называл самые попсовые имена и команды, путал даты, забывал имена игроков и красиво менял тему, в чём ему помогали и ведущие. Фильм буквально кричит, как футбол нужен стране. Но как в это поверить, если он не нужен самому Козловскому?

Сплошное мифотворчество и в сюжете, но точно не в кэмпбелловском смысле. И дело даже не в перди, вышедшей в финал кубка – тут аж тянет задуматься, что курский «Авангард» в финале тоже часть маркетинговой компании фильма. Проблема в том, как в «Тренере» показана Россия и футбол низших дивизионов. Провинциальные поля выглядят, как у топовых команд АПЛ, быт и инфраструктура слизаны с американских спортивных драм, а болельщики будто приехали из Шотландии вместе с пабами. А «финты в стиле Зидана», которые обязательно подчёркивают комментаторы – уже традиционный атрибут спортивных фильмов. И плевать, что в «Тренере» куда уместнее и правдоподобнее был бы «финт Гатагова».

Россия в отечественном кино традиционно показывается в двух ипостасях: либо обосранная водочная грязь, населённая мудаками, либо вылизанная прозападная страна будущего, вырванная из фантазии Минаева. Я не такой уж и пессимист, но согласитесь, что первый вариант сегодня правдоподобнее, хоть и тоже дикая крайность. Козловский же показывает Новороссийск так, будто это пригород Лондона. Ах, да это же Новороссийск – игра слов и символизм!

Мифологией здесь пронизан и сюжет, который создан из вырванных кусков успешных спортивным драм, скомпонованных туповатой нейросетью. Огрехи настойчиво прикрываются красивой картинкой под заедающие в голове поп-хиты – эти эпизоды лишь раздувают и без того огромный хронометраж.

За 135 минут (гигантскую продолжительность даже постеснялись указывать на КиноПоиске) Козловский перебрал всевозможные клише, но так и не показал, как именно он превратил неудачников, сдающих матчи, в чемпионов.

Какой тактики он придерживался? Отбирать мяч, задвигать пафосные речи и обматывать игроков пакетами? Очень по-тренерски. Да чёрт с ней, с тактикой. В чём был психологический перелом, на котором в фильме делается акцент? Всего за минуту ненависть команды к тренеру сменяется на любовь. Конечно, он же им мяч скинул и попить вынес.

Все грехи картины Козловский с наставниками прикрывают омерзительной фразой: этот фильм не о футболе. Да сколько можно?! Неужели вам не надоело сливаться одним и тем же приёмом? Каждый военный фильм у них не о войне, а каждый спортивный не о спорте. Ух, сколько скрытых смыслов тут в репликах Гатагова и хмурых бровях Сычёва, ух, какая гениальная любовная линия, ух, какой небанальный драматический ход в кульминации! Какой спорт? Сплошная метафизика!

Но тотально плохим фильмом «Тренера» не назовёшь. Про картинку, оператора, музыку и маркетинг мы уже говорили. Грех не похвалить актёрскую игру. Козловский при всей надоедливости актёр действительно замечательный, что он в очередной раз доказывает. Помимо него в картине очень сильный каст на всех позициях: особенно радует крайне недооценённый Владимир Ильин и главное открытие российского кино последних лет – Ирина Горбачёва. У обоих ужасно прописаны персонажи (мужик, шутящий про обосраться в танке и суровая дочка мэра), но актёры здорово вытягивают слабые образы мощной игрой и правдоподобным перевоплощением. Актёрский диапазон Горбачёвой с каждым новым фильмом вообще шокирует.

В «Тренера» даже завезли замечательного Жеку Савина – хоть тут он может забить за «Спартак» углом головы. Но даже всех этих приятных мелочей мало. А окончательно крохи позитива сметает мораль, подкреплённая уже пошлой фразой Билла Шенкли про важность футбола. Очнитесь, спорт в принципе ни на что не влияет и никак не сказывается на жизни. Это игра, развлечение, не более того – об этом даже говорил один из персонажей фильма. А преувеличивать роль футбола во время, когда страна находится в состоянии холодной войны и на волоске от настоящей – это стыд. Футбол не способен спасти, только отвлечь. А самообман, как известно, худшее лекарство.

Массовое кино в России почти не говорит о важном. Если раньше трендом было военное кино, причём о войнах прошлого (что важно), то сейчас в почёте спорт – своего рода, мирная имитация войны. В ближайшие пару лет российские киноделы наклепают ещё массу спортивных драм, а критики обязательно расскажут, как мы в этом уделали Запад. Но пока там даже в мейнстриме осмысляют проблемы сегодняшнего дня, мы зарываем голову в песок из нереализованных мужских фантазий.

Команда ФНЛ никогда не будет достойно смотреться против «Челси», личность не способна изменить облик города, а футбол в России никому не нужен. Создание иллюзий ради денежного навара покроет эту выжженную землю лишь ещё одним метровым слоем говна.


Главное по теме «Козловский»
Комментарии