Перейти к содержимому

Выходит продюсер. Почему «Тренер» – не фильм Данилы Козловского

Отличная тактика по сбору денег.

Гениальные ребята из Cinema Critique сделали по мотивам «Тренера» вот такой ироничный плакат:

Это, конечно, смешно. Но по факту – полная чушь и неправда.

«Тренер» – не фильм Данилы Козловского. Это большой продюсерский проект, который нацелен на заработок. Чистый бизнес, а милое личико звезды российского кино там только для рекламы.

Пусть вас не смущает имя Козловского в графах «режиссёр», «сценарист» и «продюсер» – он тут никакой не Томми Вайсо. Помимо него над «Тренером» работало ещё 5 (пять!) продюсеров. Дичайшая редкость даже для голливудских суперблокбастеров.

Причём речь не просто о каких-то там дельцах, желающих наварить лёгкие деньги. На руководящих постах тут сплошь успешные киноделы: Пётр Ануров (все экранизации Минаева), Леонид Верещагин («Легенда номер 17», «Движение вверх», «Сибирский цирюльник»), Антон Златопольский (те же спортивные блокбастеры плюс «Экипаж» и «Салют 7»), Никита Михалков (просто царь). Под таким руководством даже Эльдар Богунов снял бы успешное кино.

AirPods Pro 2
Активное шумоподавление Прозрачность / пространственное аудио До 30 часов с кейсом

Разыгрываем AirPods Pro 2!

Новые AirPods Pro 2 достанутся одному из участников — просто нажми кнопку и присоединяйся.

Победителя случайно выберем 5 декабря и отправим приз по всей РФ.

Помимо продюсеров, которые задумали накануне чемпионата мира сделать беспроигрышный проект, Козловского окружала профессиональная команда. Сценарий он писал не один, поддавшись творческому порыву, как он утверждает в интервью.

Ему помогали двое сценаристов, один из которых работал, например, над неплохим «Ледоколом». А комплименты про «так футбол ещё не снимали» – это к Фёдору Ляссу. Оператор «Духless» и «Хардкора» руководил огромной командой, снимающей матчи с нескольких камер. Получилось и правда настолько круто, что в честь него в фильме даже назвали голкипера «Спартака».

«Тренер» – типичный бизнес-проект. Грамотные продюсеры ещё на первом этапе понимали, что такая картина принесёт деньги (но всё равно на всякий случай перенасытили её продакт-плейсментом). Своевременная тематика, лицо главного актёра страны, который теперь ещё и режиссёр, плюс грамотный маркетинг – окупаемость гарантирована. Фильм надоел ещё за полгода до премьеры: Козловский так часто светился на матчах и спортивном ТВ, что стал послом ЧМ. Размах был настолько велик, что поучаствовал даже Роман Абрамович, понервировав тренера «Челси» Антонио Конте сменой расписания ради показа фильма команде.

А тур по городам, назойливая реклама и подогретые журналисты – гарантия, что даже при творческом провале со сборами всё будет окей. О «Тренере» пишут все: в основном либо хорошо, либо нейтрально (отличился лишь безгрешный и действительно сильный критик Станислав Зельвенский). В качестве среза – рецензия Антона Долина. Боже, я из себя сочинения в школе так не вымучивал, как ненавидящий спорт Долин этот текст.

Как и любой продюсерский проект, «Тренер» – это мифотворчество. Причём от и до. Сейчас все начнут верить, что Козловский – фанат футбола. Конечно, он же с «Гарпастума» начинал. Но нет, он знает о футболе не больше средней домохозяйки, а «заинтересовался» им только когда чудом встал у руля большого проекта. В гостях у Урганта и Меньшикова он явно плавал в теме: называл самые попсовые имена и команды, путал даты, забывал имена игроков и красиво менял тему, в чём ему помогали и ведущие. Фильм буквально кричит, как футбол нужен стране. Но как в это поверить, если он не нужен самому Козловскому?

https://www.youtube.com/watch?v=0iBL18Y1ma4

Сплошное мифотворчество и в сюжете, но точно не в кэмпбелловском смысле. И дело даже не в перди, вышедшей в финал кубка – тут аж тянет задуматься, что курский «Авангард» в финале тоже часть маркетинговой компании фильма. Проблема в том, как в «Тренере» показана Россия и футбол низших дивизионов. Провинциальные поля выглядят, как у топовых команд АПЛ, быт и инфраструктура слизаны с американских спортивных драм, а болельщики будто приехали из Шотландии вместе с пабами. А «финты в стиле Зидана», которые обязательно подчёркивают комментаторы – уже традиционный атрибут спортивных фильмов. И плевать, что в «Тренере» куда уместнее и правдоподобнее был бы «финт Гатагова».

Россия в отечественном кино традиционно показывается в двух ипостасях: либо обосранная водочная грязь, населённая мудаками, либо вылизанная прозападная страна будущего, вырванная из фантазии Минаева. Я не такой уж и пессимист, но согласитесь, что первый вариант сегодня правдоподобнее, хоть и тоже дикая крайность. Козловский же показывает Новороссийск так, будто это пригород Лондона. Ах, да это же Новороссийск – игра слов и символизм!

Мифологией здесь пронизан и сюжет, который создан из вырванных кусков успешных спортивным драм, скомпонованных туповатой нейросетью. Огрехи настойчиво прикрываются красивой картинкой под заедающие в голове поп-хиты – эти эпизоды лишь раздувают и без того огромный хронометраж.

За 135 минут (гигантскую продолжительность даже постеснялись указывать на КиноПоиске) Козловский перебрал всевозможные клише, но так и не показал, как именно он превратил неудачников, сдающих матчи, в чемпионов.

Какой тактики он придерживался? Отбирать мяч, задвигать пафосные речи и обматывать игроков пакетами? Очень по-тренерски. Да чёрт с ней, с тактикой. В чём был психологический перелом, на котором в фильме делается акцент? Всего за минуту ненависть команды к тренеру сменяется на любовь. Конечно, он же им мяч скинул и попить вынес.

Все грехи картины Козловский с наставниками прикрывают омерзительной фразой: этот фильм не о футболе. Да сколько можно?! Неужели вам не надоело сливаться одним и тем же приёмом? Каждый военный фильм у них не о войне, а каждый спортивный не о спорте. Ух, сколько скрытых смыслов тут в репликах Гатагова и хмурых бровях Сычёва, ух, какая гениальная любовная линия, ух, какой небанальный драматический ход в кульминации! Какой спорт? Сплошная метафизика!

Но тотально плохим фильмом «Тренера» не назовёшь. Про картинку, оператора, музыку и маркетинг мы уже говорили. Грех не похвалить актёрскую игру. Козловский при всей надоедливости актёр действительно замечательный, что он в очередной раз доказывает. Помимо него в картине очень сильный каст на всех позициях: особенно радует крайне недооценённый Владимир Ильин и главное открытие российского кино последних лет – Ирина Горбачёва. У обоих ужасно прописаны персонажи (мужик, шутящий про обосраться в танке и суровая дочка мэра), но актёры здорово вытягивают слабые образы мощной игрой и правдоподобным перевоплощением. Актёрский диапазон Горбачёвой с каждым новым фильмом вообще шокирует.

В «Тренера» даже завезли замечательного Жеку Савина – хоть тут он может забить за «Спартак» углом головы. Но даже всех этих приятных мелочей мало. А окончательно крохи позитива сметает мораль, подкреплённая уже пошлой фразой Билла Шенкли про важность футбола. Очнитесь, спорт в принципе ни на что не влияет и никак не сказывается на жизни. Это игра, развлечение, не более того – об этом даже говорил один из персонажей фильма. А преувеличивать роль футбола во время, когда страна находится в состоянии холодной войны и на волоске от настоящей – это стыд. Футбол не способен спасти, только отвлечь. А самообман, как известно, худшее лекарство.

Массовое кино в России почти не говорит о важном. Если раньше трендом было военное кино, причём о войнах прошлого (что важно), то сейчас в почёте спорт – своего рода, мирная имитация войны. В ближайшие пару лет российские киноделы наклепают ещё массу спортивных драм, а критики обязательно расскажут, как мы в этом уделали Запад. Но пока там даже в мейнстриме осмысляют проблемы сегодняшнего дня, мы зарываем голову в песок из нереализованных мужских фантазий.

Команда ФНЛ никогда не будет достойно смотреться против «Челси», личность не способна изменить облик города, а футбол в России никому не нужен. Создание иллюзий ради денежного навара покроет эту выжженную землю лишь ещё одним метровым слоем говна.