Лидер «Ленинграда» – с монологом о современном успехе.

На этой неделе Сергей Шнуров выступил на бизнес-форуме в «Олимпийском», а потом залил текст своего спича в личный Telegram-канал. Ниже – пост Шнура с минимальными орфографическими правками.

***

Я не мастер длинного монолога. Скорее коротких формулировок. Поэтому написал текст, в который попытался впихнуть свои наблюдения. Надеюсь, что получилось не очень сумбурно.

«Симуляция успешности некоторым образом и есть успех»

Итак. Успех недаром созвучен с успеть и успеваемостью. Не подумайте, что я сейчас начну читать вам лекцию бытовой филологи в духе позднего Задорнова. Нет, в моём случае это всего лишь поэтическое наблюдение, которым я хочу подчеркнуть привязанность ко времени. Если хотите, сиюминутность этого понятия – успех. Его динамичность. То, что вчера было успешным, сегодня таковым уже не является, и никакие прошлые заслуги, по большому счету, не идут в зачёт.

Как пишут в интернетах школьники, переняв учительский жаргон – «скатился». Только банковский счёт несколько успокаивает, но уже не сильно. Всё под сомнением. Даже деньги. То, что работало вчера, сегодня безнадёжно буксует. Успех – это то, что сейчас!

И если ты единожды поймал его за хвост, то естественно хотелось бы пролонгации этих отношений, или хотя бы их видимости. Память об эйфории успеха, его вкус, будет посильнее водки. Как говорится, рука тянется сама. В связи с этим, бытует такая распространённая стратегия, как у отдельных индивидуумов, так и у больших компаний, которая сводится к простому: «успех – это имидж успеха». Это примерно как трезвые притворяются пьяными в надежде опьянеть. Или как женщина, симулирующая оргазм, верит в то, что таким макаром она его получит.

Довольно распространённая практика декларирует – симуляция успешности некоторым образом и есть успех. Это явление мы можем ежедневно исследовать в инстаграме. Все мои долгие наблюдения за населением планеты Инстаграм, скорее, за женской её частью, так и не дали мне ответ на главный вопрос современности: пухлые ли губы приводят к успеху, или наоборот, успех приводит к пухлым губам? Но, тем не менее, все на позитиве.

Позитивные фото на фоне сказочных замков и респектабельных авто. Мне кажется, они суммарно уже превосходят даже котиков. Да! Улыбайтесь. Будте в гуччи! Это успех!
Кому они сегодня пытаются втюхать эту херню? Хотя ещё недавно это работало. Можно сказать, даже эффективно.

«Успех как имидж»

Поп-звезды, в широком значении этого слова, в прошлом, двадцатом веке, успешно транслировали «успех», так как у них был эксклюзивный доступ к медиа. Сейчас всё кардинально изменилось.

Медиа стали доступны всем. Если ещё недавно навыком и возможностью трансляции «имиджа успеха» обладали всего лишь сотни тысяч людей, то после цифровой революции доступ к этому ресурсу и этой практике получили миллиарды. Лучезарной улыбкой, фотографией на фоне Альпийских гор, или видео из салона красной Феррари, волю обывателя уже не парализуешь. Не вдавишь этим его в кресло перед телевизором.

«Все стали медиасущностями»

Обыватель стал непрост. У него уже у самого полно таких фото. И пусть они сделаны с помощью фотошопа или в прокатной машине. Имидж – это всего лишь имидж. Иллюзия. В возможности производства иллюзий частный человек сравнялся с рекламными агентствами, телеканалами, и, тем более, журналами. Их всемогущий эксклюзив по производству небожителей закончился. Остался в прошлом веке. Небо упало на землю. Телевизионный эфир перестал быть закрытым сакральным пространством обитания богов, откуда они вещали и транслировали свои жития и воли. Со времён появления первых реалити-шоу в божественный эфир, в святая святых, ворвались даже не герои полукровки, а обыкновенные простолюдины.

Сегодня природа поп-звёзд кардинально изменилась. Если вчера они были иного качества, иного свойства, существенно отличаясь от масс, то сегодня они одни из многих миллиардов.

Миллиардов сущностно равных изображений на экране. Кто-то ярче, кто-то тусклее. У кого-то больше подписчиков, у кого-то меньше, но сущностно они равны. У них у всех есть инстаграм, YouTube, «ВКонтакте». Средства производства успеха. Средства производства успеха оказались в руках широких масс. Принципиального различия, как раньше, между обывателем и медиаперсоной уже нет.

Все стали медиасущностями. Простая студентка устраивает фотосессию с техническими средствами почти глянцевыми. И она в теории может получить аудиторию больше, чем у программы «Время». Помните? Была такая программа.

И «Сам себе режиссер». Помните? Так вот. Я бы её актуализировал, переназвав. Не «Сам себе режиссер», а «Сам себе Эрнст». Сейчас у всех появился доступ к кнопке. Пусть не к Первой, но всё-таки кнопке. К оружию массового поражения. Оружие массового поражения стало общедоступным. Поражения вашего воображения, естественно.

Портативные излучатели сегодня носят в своих карманах миллиарды обладателей смартфонов. И, как случается со всеми фокусами и манипуляциями, когда они разгаданы и растиражированы, они перестают удивлять. То есть, перестают работать, как фокус, перестают создавать иллюзию, в которую можно поверить.

Если КАК делать фокус знают все, это уже не фокус.

Таким образом стратегия «успех – это имидж успеха» отживает своё. Её переюзали. Девальвировали. Об этом фокусе все знают. И только по инерции она ещё существует, неуклонно стремясь к закату.

«В моде фермерский продукт, а не парниковый»

Как квинтэссенция любой актуальной дискуссии, очень показателен в этом смысле баттл «Гнойного и Оксимирона». Можно было бы взять для примера «Собчак и Навального» или «Познера и Яровую», но продираться к реальному смыслу этих споров сквозь политические заросли сложнее и дольше.

Поэтому «Гнойный и Оксиморон». Хотя, как вы увидите ниже, они все об одном и том же. Если отбросить стилистические, вкусовые и прочие частности, и попытаться разглядеть суть театрально-рифмованной схватки, то мы можем увидеть противоборство двух разных стратегий. Можно даже сказать, что это два разных концепта презентации себя как медиатовара в медиапространстве.

Первый – концепт Оксимирона. Он, видимо, ещё не до конца осознал неактуальность продвижения себя через «успех как имидж успеха» и то там, то сям прорывается протуберанцами этого мертвого солнца.

Второй концепт – Гнойного. Назовём его «безимиджевый». В кавычках, конечно.

Смотрите. Фактически на рекламном рынке столкнулись два продукта. Если у кого-то ещё есть сомнения, что YouTube – это сугубо рекламная площадка, то у меня их нет. И так, на рекламной площадке столкнулись два медиапродукта, где каждый борется за аудиторию, предлагая ей себя и свою концепцию успеха. Продвижение себя ведётся путём дискредитации успеха соперника.

Если ещё точнее – дискредитируется подлинность чужого успеха. Успех оппонента ставится под сомнение, объявляется фальшивым, ненастоящим или имиджевым. И в ком проявляется больше примет звезды старого типа, кто ещё с надеждой смотрит в пустоту и пытается ориентироваться по старой карте звёздного неба, кто не воспринял небесного обрушения всерьёз, кто верит в божественную эксклюзивность звёзд, тот записан в проигравшие.

Если попытаться деконструировать все публичные медийные баталии последних лет, мы получим, как и в вышеупомянутом баттле, всё те же «Диалоги о подлинности». Странность заключается в том, что проходят они в абсолютно игровом пространстве.

О какой подлинности идёт речь? Здесь всё подчинено условностям и условиям. Движется по правилам. Местоположение участников, хронометраж, освещение. Взаимные обвинения в лицемерии и лукавстве, сокрытии подлинных мотивов, искажении реальности, фальсификации истории, в конце концов.

Успех оказывается на стороне того, кто сможет убедить аудиторию в своей как бы подлинности. Как вы все знаете, в моде фермерский продукт, а не парниковый. Сегодня берет верх тот, кто крупно маркирует себя как медиатовар, не содержащий ГМО.

В сухом остатке мы получаем как составную и основную часть «нового успеха» непринятие всяческих удобрений имиджа. Или снятие имиджа, как проблемы с помощью нарочитой его гипертрафации. Например, бельма вместо глаз, татуировки на лице, дичайшие цвета волос прямо демонстрируют нам то, что это уже не косметика, а грим, имидж в квадрате, который как бы не ретуширует подлинность, а наоборот – проявляет её и подчеркивает. Вместо бала – карнавал.

Это уже не имидж это образ. Почувствуйте, как говорится, разницу.

Как мне видится, с недавних пор политика тоже осуществила этот качественный переход от имиджа к образу. В борьбе за подлинность, на пути к успеху. Поймали, так сказать, тренд.

Однако остались в старой парадигме «успех как имидж». О чем и говорят нам все эти олимпийские страсти. Но это не проблема. Проблема в том, что вертикальное государственное устройство всё сильнее входит в противоречие с новой цифровой горизонтальностью.

Я даже с некоторым пониманием наблюдаю за судорожными попытками снять нарастающую напряженность путём принятия нелепых законов. Но что такое думские законы супротив неумолимых законов развития Вселенной?

Главное по теме «Гнойный»
Тимофей Яценко
12 Авг '20
2 315 
«Фургаломобиль вас переедет, словно БМП». Слава КПСС выпустил дисс на Михаила Дегтярева
Новый уровень после нападок на Николая Соболева и Фейса.
Виталий Халюков
25 Июл '20
8 409 
Основал Versus и специально проиграл Гнойному. Самые безумные теории про Оксимирона
А кто-то всё ещё в это верит.
Тимофей Яценко
29 Июн '20
9 954 
Бывший друг Гнойного Booker выпрашивает репосты у сайта The Flow. Все ради альбома, где он провозгласил себя панком
Максимально жалкий мув.
Виталий Халюков
26 Май '20
10 102 
Смоки Мо хочет провести реванш Оксимирона и Гнойного. Это ужасная идея
Так батл-рэп не спасти.
Иван Ковальчук
29 Апр '20
15 841 
Оксимирон – L’One и еще 4 мощнейших рэп-баттла, которые так и не состоялись. Что помешало?
Versus потерял миллионы просмотров.
Тимофей Яценко
29 Мар '20
6 667 
«Он сошел с ума и стал Димой Биланом». Как в интернете разносят новый альбом Pharaoh
Первая за полтора года пластинка Фары.
Комментарии