Виталий Халюков – о девушке, которая называет себя молодой легендой.

Неделю назад вышел батл Мози с Галатом. От вывески ждали трэш-контента, но на деле оказалось, что батл в порядке. Гэл показал шептун-флоу и попадал в биты, а Мози пришла делать не столько батл, сколько имя. Попутно запустив в массы мем «я базарю», само собой.

Это очень крутая идея как для неё, так и для проекта. Версус – самая ретроградная площадка в стране, которая с трудом принимает новые тренды, но тут два выпуска подряд вызывают чувство, что Ресторатор и Ян уже не боятся быть странными. Сначала комплимент-батл Поха с Хэлом, а потом лёгкое фрик-шоу от Галата с Мози.

Для тех, кто живёт в батловой культуре давно, Мози уже давно является меметичным героем и предметом для дискуссии. Точнее, для дискуссий. О женском рэпе, вторичности, трушности и просто банальном качестве.


Глобально в батлах хайп по Мози и лейблу Делаем Вещи Ent. начался после её мэйн-ивента на 140 BPM с Walkie. Там получилось сильно с обеих сторон, но Волки – за счёт тактики и батлового опыта – смотрелся всё же намного лучше. Зато с этого момента все запомнили, кто такая Мози Монтана, и превратили её в легенду неймдропинга.

Диктатор UAV называл её омерзительным гномом, Корифей желал побороть туберкулёзный кашель, а гнусавые эдлибы вообще спародировал каждый второй. Но главный источник хайпа Мози – респект от Мирона в твиттере и упоминание на батле со Славой.


Аудитория Мози – тогда и сейчас – чем-то напоминает – извините за плеоназм – лицо Фейса. Не в том смысле, что её собирательный образ – школьница. Просто хейт и любовь делятся приблизительно поровну, практически не оставляя никого в нейтральных водах. Среди моих знакомых это ровно так же: часть говорит, что она их реально раздражает, а другая часть, что им нравится. Тут бы ещё разделить иронический и неиронический подход, но это не так важно.

Важно то, что у Мози есть собственный стиль, который невозможно не узнать, и она вызывает у людей эмоции. И даже её фриковость можно приводить в пример как положительный образец.

Когда на том же версусе унижался какой-нибудь Брол, кому-то было смешно, но большинство адекватных людей испытывало испанский стыд. Но слушая. как читает Мози, вы не можете не отдать должное её скилловости. Во всяком случае, это лучший фаст-флоу, который нам дал женский рэп на русском.


А еще вас не будет покидать ощущение того, что вы смотрите на нечто странное. Это – ключевая особенность стиля Мози. В детстве её уронили в котёл с западом, поэтому обилие английской терминологии и образов из чёрного гетто-рэпа там сильно выше среднего по культуре.

Вообще, похвала Окси как раз отлично обнажает всю эту тенденцию. Помните, в каком восторге он был на отборе Сектора и Казанского, когда панч хоть как-то касался западных кейсов? Даже если он плохой или баянистый. Вот здесь примерно то же самое. А в этих делах нюх Яновича не подводит.

Лучший пример – «Город Одной Истории». Считайте, программный трек, где звучат все главные вещи. Мози будет читать о наркотиках, жизни в гетто и о том, как она хаслила деньги на родном блоке. И вот здесь есть очень важный момент.

Вы, возможно, слышали выражение suspension of disbelief, криво переводимое на русский как «приостановка неверия». Это момент, когда вы, как зритель, должны переступить через все неправдоподобные детали, чтобы поверить в персонажа и насладиться произведением. Для принятия творчества Мози это ещё как актуально.

Если вы, слыша строчки «закладка под ламинатом/сука, не отыщут падлы меня там» не отмечаете смешной даблрайм, а закатываете глаза – знайте, что-то идёт не так. Но когда вы соглашаетесь поиграть в эту игру и принять все эти рэп-клише, то сами не замечаете, как начинается – не важно, иронически или нет – качаться под припев о том, как Мози будет делать эти баксы.

Разговор о каком-то воображаемом «тру» оставьте для ветеранов хип-хопа. Они всегда рады поныть в твиттере. А в этом случае такая тема даже стоять не должна. От того, что Childish Gambino по мнению многих рэперов не трушный пацан, он не становится плохим артистом.
От того, что в строчки Мози про наркоту и «её людей» невозможно поверить, она не становится плохим персонажем.

Не подумайте, пожалуйста, что я призываю вас бежать и слушать все её треки подряд. Ни в коем случае. Вы расстроитесь и найдёте кучу вторичных вещей, которые вполне могут убить в вас этот дух авантюризма, позволяющий воспринимать Мози как что-то хорошее.

Лучше думайте о ней, как о культурном меме. И воспринимайте появления на батлах без снобства. Тем более, батл-рэперы работают по оппоненту и поэтому какая-то вторичность там не так бросается в глаза даже на битах. И Мози временами выглядит действительно качественно.

Единственное, что меня расстраивает – это то, что, скорее всего, батл-культура для Мози – платформа для пиара трекового творчества. В этом смысле она удачно впишется в основу версуса. Например, за батлом с Галатом последовал приуроченный к тому видосу клип. Но это совершенно нормальное явление.

Батлы – особенно под бит – временами довольно скучная штука. В большинстве случаев после просмотра с вами не остаётся ничего. А Мози, ну, с ней не бывает скучно. Пожалуй, с этим согласятся и фанаты, и хейтеры. Послеживайте за ней временами.

Она показала нам, что вместо того, чтобы стать трэп-легендой, можно сделать ей персонажа. И что фрик-шоу – это не всегда означает плохое качество. Если в «Городе Одной Истории» и есть правдивое зерно, то оно о том, что она покинула отчий дом, чтобы делать эти баксы.

И мы о ней ещё не раз услышим.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.