Жесточайшая казнь от Николая Кубрака.

В русском ютубе существует три необъяснимые вещи: как Хованский пьёт каждый день и до сих пор жив, кто эти люди, что смотрят стендапы Ларина, и почему BadComedian’а уважают абсолютно, блин, все? С первыми двумя свыкнуться ещё можно, но последнее… Пардон, но за что?

Почему приходится пролистать сотни комментов, чтобы наткнуться на один негативный? Почему под каждым ютуб-шоу регулярно в топах комменты «зови бэдкома!»?


Почему даже на «Версусе» его вдруг все посчитали самым крутым судьёй? Нет, Женя наверняка замечательный и приятный в общении парень. Но с каких пор это даёт бонусы его формату? Это же не болтовня Соболева и не влоги Джарахова. А какая-никакая критика. Кинокритиков ценят за хлёсткий язык, огромный опыт просмотренного и умение разбираться в тонкостях кино. Ничего этого у Бэдкома в помине нет.

Да, он не раз заявлял, что не является кинокритиком и просто делает обзоры на фильмы. Но в них же он сам себе противоречит, ступая на территорию дискурса кинокритики. Он начинает разбирать любой, даже самый говёный фильм, методами голливудских газетчиков середины двадцатого века. Бла-бла-бла, сюжет, бла-бла-бла, персонажи, бла-бла-бла, логика. Ммм, какой свежий подход! Да половина пользователей кинопоиска по сравнению с ним просто Романы Волобуевы.


Но только половина или того меньше. Знаете почему? Потому что другая половина – последователи «школы BadComedian». Сейчас объясню, о чём речь.


Евгена давно пора казнить не за то, что скатился и стал реже выпускать ролики. Нет, дело в другом – он крайне негативно повлиял на восприятие людей, пытающихся говорить о кино. BadComedian подходит к кинематографу, как к литературе – самым важным для него всегда остаётся сценарий. Если словосочетание «развитие персонажей» в его роликах запикивать, то получится новый альбом Фейса.

В литературоцентричной российской культуре и так большие проблемы с анализом кинематографа. Кино – это намного больше, чем сценарий. Пусть предъявит за логику «Персоне» Бергмана, а за развитие персонажей «Космической одиссее» Кубрика. BadComedian понимает, что такое повествование в сценарии, но забывает, что визуальное повествование столь же важно.

У каждого произведения свои законы, а величинам вроде Рёфна, Линча и фон Триера давно плевать на каноничную структуру повествования, а иногда и на сюжетное повествование вовсе. Хороший режиссёр правильно поставленным светом в отдельной сцене расскажет больше, чем десятком реплик.


Бэдком когда-то прочитал пару классических трудов о кино и принял их тезисы как законы. От трёхактной структуры теперь не отклониться, а главный герой всегда должен вызывать эмпатию у зрителя. Просто послушайте своих знакомых или почитайте комментарии на специализированных сайтах. Подавляющее большинство говорит тем же языком. Им хоть миллиард длинных планов сделай, сконструируй декорации оригинальным способом и отыграй как бог – если персонаж, по их мнению, не развился и нет интересной морали, то фильм ужасен.

Говорить о кино настолько примитивным языком начали как раз с подачи Бэда. Вы помните до 2010-го, чтобы кто-то с физиономией эксперта рассказывал вам о недостатках сюжета? А сейчас какой обзор не включи – все уделяют сценарной части 90% времени. Каналы же, которые говорят о киноязыке, кое-как набирают максимум по 20-30 тысяч подписчиков.

BadComedian изнасиловал жанр кинообзоров. И, как у всякого маньяка, у него появились подражатели. Один из характерных примеров – Илья Бунин с канала под скромным названием «КИНОКРИТИКА». Кем и как он вдохновлялся, прежде чем стать КИНОКРИТИКОМ очевидно даже по периодическим упоминаниям Евгена в обзорах. А по числу тех самых тегов Бунин впереди всех.

Только он берёт выше: если Бэд ругает за нелогичность откровенно слабый продукт, то Илья теми же методами препарирует главные премьеры недели. Угадать, что он сказал о фильме, можно не включая обзор. Почти любая супергероика – априори говно (это слово и его вариации – любимые в лексиконе Бунина). А даже откровенно слабые фильмы с малейшей претензией на интеллект в рекламной кампании – сразу шедевр. Причём по-настоящему артхаусное кино Бунин, конечно же, не смотрит.

Подворовывая чужие видео и делая просмотры за счёт популярных фильмов и громких названий, он сам над сценарием не напрягается, сохраняя одну и ту же структуру для каждого выпуска. Если под плейлист из его роликов играть в развитие персонажей/сюжет/твист/другие клише-шотгейм, то за пару дней вы умрёте от цирроза печени.

И к Бэду такие отпрыски относятся напрямую. Его влияние на киноблогеров как одного из первооткрываетелей жанра огромно. Слова Евгена можно услышать в устах Сокола, Оптимисстера, Культаса и других популярных представителей жанра. Из блогеров с большим числом подписчиков отличаются разве что Чак и Cut The Crap, которые быстро нашли свой стиль и всегда стараются погружаться в тему.

Столь поверхностная позиция – главная причина, по которой вам следует отписаться от канала BadComedian и посоветовать сделать это друзьям. Ну, или можно дальше жить без собственного мнения и попыток самостоятельного анализа. Пока же людей, с которыми можно поговорить о кино, а не о сюжетных дырах, становится всё меньше.

***

Это главная, но далеко не единственная причина казнить Бэда. Он каким-то чудом сохранил превосходную репутацию, на деле зашкварившись множество раз. Несколько наиболее очевидных примеров:

1. Обзор «Левиафана». Это рубеж, после которого стало понятно всё. Не настаиваю на позиции, что это потрясающее кино, дело в другом. Взявшись за сложное авторское произведение, Бэдком показал, что совершенно ничего не смыслит в киноязыке. И заодно отпугнул думающего зрителя карикатурной пародией сноба с вином у камина.

Только «Левиафан» – это не какой-нибудь «В прошлом году в Мариенбаде», а, скорее, мейнстримная драма, доступная любому зрителю. Такое кино смотрят не зазнавшиеся эстеты (вы, кстати, хоть одного такого видели вживую?), а абсолютно обычные зрители. Кто-то видит водку и сборище мразей, а кто-то – размышление о природе власти. Взглянуть чуть глубже Бэдком не попытался. Он вообще делает это крайне редко.

2. Вкус. А что же смотрит сам Баженов? Первые годы мы преимущественно гадали по отсылкам и рубрикам. После стримов картина стала яснее. Да-да, о вкусах не спорят, но о безвкусице – очень даже.

Когда список твоих любимых фильмов повторяет топ «Кинопоиска», пора задуматься, а так ли ты хорош в критике. Женя смотрит стерильно попсовое кино, за которое Хан Замай рычал бы на него часами. «Побег из Шоушенка», «Зелёная миля» и «Форрест Гамп» у него шедевры. А любимым режиссёром до недавних пор был Зак Снайдер. Мне надо продолжать?

3. Резкий переход от угара над трэшем к дидактике. Помните, как начинал Бэд? Он просто вместе с нами смеялся над откровенно нелепыми русскими фильмами с Джигурдой и Невским. Ни один адекватный человек не может воспринимать плохое кино иначе, кроме как смеяться над его глупостью и несуразностью. А в эпоху, когда телеграм-канал Александра Павлова – один из самых популярных в тематике «фильмы и сериалы», всерьёз ругать плохое кино попросту абсурдно.

В последние года три Баженов резко сменил концепцию, начав священную войну против минкульта. Теперь даже откровенно идиотскую халтуру он препарирует в том же духе, что и «Левиафан». И не забывает с десяток раз упомянуть, какой минкульт ужасный. От Мединского и Ко действительно много бед, но нельзя объяснять всё работой министерства, которое в основном только цензурирует и спонсирует. У нас есть явные проблемы с киношколами, кадрами, техникой, деньгами и вообще много чем. Бэдкома устраивает пинание власти, ведь это так нравится аудитории.

4. Упор на качество съёмки при потере содержания. Вот парадокс – BadComedian сейчас занимается ровно тем, за что критикует кино. Он делает классную картинку, придумывает концепцию, но в самом разборе сплошь самоповторы и гипертрофированная серьёзность.

5. Длиннющий хронометаж. Последний ролик на канале BadComedian я посмотрел с восьмого захода. Не утрирую – серьёзно, постоянно засыпал. Все последние видео длинные и безумно скучные. В них не сказано ничего нового – меняются только фильмы. Евген стал больше докапываться до мелочей (опять же, зачем это делать в дерьмовом кино?) и насыщать сценарий лишними моментами.

Пролистайте раздел «видео» на его канале вниз и удивитесь – в первые пару лет ролики редко превышали десятиминутный хронометраж. Они были по-настоящему смешными и содержательными. Сегодня же Бэдком грозится выложить видео длительностью в три часа. Михалков одобряет.

6. Смерть канала EvgenComedian. Раньше в творчестве Баженова был баланс – в понедельник он смеялся над плохим русским кино, а в четверг советовал хорошее. Одна из лучших идей – рубрика About, где он рассказывал о малоизвестных западных и русских фильмах.

Причём репертуар был действительно классным – двух своих любимых на сегодняшний день режиссёров я открыл благодаря Бэду. Сейчас в это трудно поверить. Как и в то, что рассказы о фильмах были максимально лаконичными и побуждающими к ознакомлению. Но они не собирали просмотров. В итоге Евген выбрал тёмную сторону, а на «светлый» канал EvgenComedian стал закидывать всё постороннее, вроде стримов и бэкстейджей.

7. Проект «Про Stand Up». Баженов попытался раскрыться вне кино, рассказывая о втором своём увлечении. Вышло стильно, но крайне банально – википедия с парой вставок. Любители стендапа и так знали всех героев, а остальных проект не заинтересовал. Предсказуемо схлопнулся после восьми выпусков, а Бэдком доказал, что слабоват в других форматах.

8. BadTrip. Он и сам считает проект одной из самых больших ошибок. Ушло много денег, сил, времени и нервов, но выхлопа никакого. Проект не оценили. И не потому, что поздно и непопулярная тема – просто сделано не очень качественно. Опять же, снято великолепно, но хромает концепция – ощущение, что два КВНщика приехали дурачиться в Америку. Фильмы были выбраны тоже исходя из сомнительного личного вкуса. Не суметь нормально реализовать такой проект, да ещё и с реально талантливым Ануаром в команде – чистейший провал.

9. Токсичная фанбаза. Один мой друг уже рискнул раскритиковать BadComedian на не самом популярном сайте. Но даже там на него обрушилась волна бешеного хейта. Подписчики Бэдкома – фанатики, которые ловят любое его слово и готовы рвать за каждую неосторожно написанную фразу в его адрес – просто почитайте комменты под любыми роликами и текстами, где фигурирует Баженов. Понятия не имею, как это получилось, и почему у других блогеров нет такой сумасшедшей армии, но я на всякий случай уже купил билеты на самолёт.

10. Отсутствие роста. Все эти примеры умещаются в один финальный тезис. Увеличивая хронометраж, меняя форматы и устраивая эксперименты, сам Баженов не изменился. Только если в худшую сторону, застряв в болоте необоснованного хейта к плохому кино. Посмотрите интервью Дудю и сравните с интервью пятилетней давности – где развитие персонажа? Бэдком говорит то же самое, о тех фильмах и о тех же героях. Даже с похожими или одинаковыми метафорами. За это время русский ютуб изменился до неузнаваемости, не меняется только Евген. Может, за это его и любят?

***

Я сам был фанатом BadComedian в самом начале его карьеры. Ещё с момента, когда он боролся с дикцией на «Спасибо, Ева». Первые года три-четыре это был действительно самый смешной и интересный видеоконтент.

Баженов выступал в амплуа приятеля, вместе с которым можно поржать над индийскими спецэффектами, порадоваться улыбке Верника и покричать «ДомоГАров!». Видео обычного ноунейма стали генераторами мемов – «Нормаааальный!», «Абсолютли!» и «Вот это поворот!» зародились именно в его разделе на Caramba TV.

Только потом мы узнали, что формат аккуратно позаимствован у «Ностальгирующего критика», но всё равно считали, что наш Бэд смешнее. Он стал звездой ютуба до того, как русский ютуб вообще начал производить звёзд.

Причём популярность никак не сказалась на характере – по всем интервью видно, насколько Евген скромный и непритязательный. Но творчество уже не первый год катится в бездну. Теперь ждёшь не выхода нового видео, а когда уже этот фильм по мотивами фильма, выходящий раз в пару месяцев, наконец закончится. Классическое прощание BadComedian’а стало его девизом.

Сегодня он старается сделать побольше «всего плохого».

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.