Виталий Халюков написал апологию самого меметичного МС последних лет.

При написании этого текста не был вырезан ни один Замай.

Вам не кажется, что шутка затянулась? Мем с хейтом Замая изначально был частью популярности Славы, но после вырос в какое-то отдельное явление и стал повседневным стереотипом. Все знают химическую формулу воды, на какой свет переходить дорогу и что к Замаю нужно проявлять отвращение. Просто когда-то так договорились.


Конечно, кто-то и воспримет мой текст как исповедь говноеда. Пусть так, но я затеял этот каминг-аут совсем не для того, чтобы поспорить о вкусах. Скорее это некое культурологическое наблюдение.

Корни у этой ненависти растут сразу из нескольких факторов.

Во-первых, Замай обычно продаётся в качестве довеска к Гнойному. Для одних это плохо, потому что им нужен только Слава. Другие же ненавидят всю тусу «Антихайпа» сразу.


Во-вторых, большая часть его аудитории знакома только с батловой стороной его творчества. И, наконец, у него довольно неконвенциональная подача. Вся эта хрипотца куда привычнее звучит в контексте старой школы, чем в разорвавшем с ней связь мире новой. В итоге и те, и другие воспринимают это как оскорбление.

***

Замай в русском рэпе выполняет функцию фильма «Человеческая многоножка». О нём знает гораздо больше людей, чем его смотрели – в нашем случае слушали – и все они заочно уверены, что это обязательно что-то плохое.

Как и режиссёр Том Сикс, Андрей прекрасно осознаёт, что делает. Но если выйти в люди и начать раскрывать идею, ты предашь саму суть того, что делаешь. К тому же, негативный культ его вполне устраивает. А творческий союз со Славой даёт возможность высказываться хоть на канале «Культура». Не знаю, как вы, но я очень долго смеялся, когда увидел титр «Андрей Андреевич Хан Замай».


Во многом, прелесть Замая как явления, заключается в том, что он совершенно не стесняется того, что делает. Тому же Оксимирону, чтобы поддерживать свой стрит-крэд, необходимо делать вещи, которые соответствуют его образу. Андрей Андреевич же волен делать что угодно.

Конечно, всё то же самое можно сказать и про Гнойного, но того постоянно оправдывают тем, что он хотя бы топовый батл-рэпер. Поэтому чистота эксперимента у Замая соблюдается куда лучше.

***

Если бы единственным достоинством Замая был удачный троллинг публики, мы бы сейчас это не писали. За всей постиронической мишурой немногие могут углядеть и ряд его несомненных достоинств.

Замай достаточно искренен в том, что он делает. И нет, это не противоречит иронической стороне. Просто человек не стесняется делать любую х***ю [ерунду], справедливо полагая, что на всё найдётся своя аудитория. Такой подход к творчеству позволяет просто наслаждаться тем, что делаешь и не париться по поводу того, как продать свои треки большему количеству зрителей.

***

Замай – довольно умный человек. Словарный запас Федука не превышает количества его треков. Тем не менее, он популярен. Но назвать его интересным человеком не повернётся язык. И сорок минут скуки у Дудя – прямое тому доказательство. Замай же, напротив, в каждом своём интервью предстаёт очень здравым чуваком, способным поддержать разговор на любую тему.

При этом он достаточно часто вворачивает остроумные отсылки в текст. А смотреть за тем, как интересный человек валяет дурака, намного интереснее, чем за любыми потугами ограниченного бездаря.

***

Замай-музыкант не так плох, как вы думаете. Трек «Имя», например, объективно вполне хорош. И тут как нигде проявляется тот факт, что Замай прекрасно понимает, что делает. По сути, это настоящий гимн собственному хейту. И он качает.

Отголоски манифеста можно найти и в «Конформисте», и в совместке со Славой и Rickey F «Время грязного хайпа». И вообще, альбом «Из Замка в Замок» в порядке. Его, конечно, надо мысленно отделять от полностью иронического HYPE TRAIN MIXTAPE, где не старается никто.

На самом деле, по тексту треки Замая не уступают многим уважаемым представителям андеграунда. Проблема в том, что такие вещи обычно не выносятся в мейнстрим и радуют двести-триста человек посвященных. А если ко вниманию добавить искреннее желание з*****ь [достать] каждого, то не напороться на ненависть просто невозможно.

Замай – гений бэд-барса. Когда он делает спустя рукава и просто угорает в серьёзных батлах, это раздражает. Но я что-то не припомню каких-то гневных претензий лично к нему во время эпического цирка в формате 2×2, где он развлекался вместе с Гнойным, Джиглипуфом и Анзором.

Там же прозвучал близкий к гениальности панчлайн «Я тут Омар Литтл, а ты пятишься задом как кальмар-п***р». Это одновременно и абсурдная строчка в рамках формата и отсылка к культовому сериалу The Wire. Разбрасывается референсами он, конечно, не глядя, но если за это закидывать камнями, то Оксимирону лучше не выходить на публику.

До хейта было уважение. Самое главное, что вам нужно сделать – абстрагироваться от своих знаний о Замае, его окружении и восприятии. Сейчас смешно вспоминать, что VS94SKI в своё время «отказывался брать сезон, в котором нет Замая». А Стефан, Аббалбиск, Эмели и многие другие считают его отличным исполнителем. Хотя первые двое для многих прозвучат скорее как шутка, чем аргумент.

***

Замай убрал Дудя. Для меня это был своего рода переломный момент. В одном из своих самых провальных вью Юра нёс фантастическую чепуху, обнажая полное непонимание темы. И Хан Замай неожиданно стал островком адекватности, объясняющим Дудю ровно те же вещи, которые на протяжении всего видео хотелось мне. Пусть и не слово в слово.

Без Замая было бы скучно. Просто задумайтесь, сколько отличных шуток и трэшовых моментов было построено на том, что в мире существует Хан Замай. Даже если вам категорически не нравится его творчество, оно порождает кучу сопутствующего материала. Особенно забавно должно быть нейтралам, наблюдающим за схватками хейтеров и немногочисленных апологетов.

В этом и суть. Если бы Замая не существовало, его бы следовало придумать. Да его и придумали в каком-то смысле. Не исключено, что в этом и была идея Славы с компанией. «А давайте возьмём вот этого чувака и по приколу будем продвигать как легенду андеграунда?» Но даже так получилось неплохо.

Тем забавнее наблюдать, как юные эттеншн-сикеры до сих пор (!) в комментариях пытаются шутить про Замая, чтобы собрать пару лайков. В 2018 году уже нельзя всерьёз заявлять, что фильм «Комната» плохой и вам было ужасно неприятно его смотреть. Сделать это, не выставив себя полным идиотом, практически невозможно. Активная нелюбовь к Замаю теряет актуальность ещё быстрее.

Я не пытаюсь навязать вам мнение, что Замай – хороший рэпер. Но если вы будете относиться ко всему проще, то научитесь получать удовольствие от его существования. Или, во всяком случае, от реакции на него менее адекватной аудитории.


Главное по теме «Замай»
Комментарии