Вячеслав Палагин с канала «Всякая Дзич» – и его третья, заключительная лекция о спортивной журналистике.

Выделиться в спортивных медиа, если ты не Роман Мун, так же сложно, как и связать пару слов фронтмену «Пошлой Молли». Абсолютно все жанры строятся вокруг одного навыка – ресерча. И, конечно, у всех он прокачан на более-менее достойном уровне.

Смотрите сами.


Колонка дополняется или раскручивается за счет фактов о главном герое. Тексты в формате story (история восхождения/падения на дно игрока) вообще целиком состоят из ресерча и подготовки. Даже вопросы в интервью все чаще начинаются с фразы «Ваша цитата» – вы не раз слышали ее во «вДуде».

Есть только один способ добиться узнаваемости, но не скатиться в трэш, как Дмитрий Егоров, – искать информацию с упорством маньяка. Новый жанр, который якобы открыл Денис Романцов, подтверждает тезис: бывший лидер Sports.ru неделю вычитывал автобиографию, после чего выдавал лонгрид из цепочки историй. Это реально невыносимый режим, зато популярность.

Подход к сбору информации делится на два типа: либо ты всегда в теме, либо гуглишь ее – с поручения редактора или по инфоповоду. Второй вариант предполагает автору мини-вызов (разобраться в сюжете, в котором ты не шаришь, полезно), но мне ближе первый – пускай он и требует самодисциплины и заставляет жертвовать свободным временем.


Все начинается с отслеживания новостей. В моем случае настроен RSS – в списке все топовые британские медиа + гиганты вроде Goal.com. Туда приходит около тысячи сообщений в день: неподъемный объем для любого автора (особенно для новичков), но меня спасает параллельная с Eurosport работа, где следить за инфоповодами я просто обязан.

Лента твиттера – еще один полезный инструмент. Во-первых, все топовые зарубежные авторы выкладывают ссылки на свои материалы туда – нет ничего плохого в том, чтобы дополнить их мысль или даже развить. Пеп Гвардиола регулярно подчеркивал, что тырит идеи у тренеров из других видов спорта: скомпоновать лучшие качества коллег в себе – очень правильная стратегия. Уникальный стиль, напомню, идет куда подальше.

Во-вторых, футбольный твиттер сам по себе – индустрия. Гики выкладывают эксклюзивную стату, авторы делятся крутыми мыслями прямо по ходу игры – все это нужно брать на заметку и подхватывать с видом Леонида Слуцкого. С жутким энтузиазмом, короче говоря. Было пару случаев, когда твиты реально вдохновляли на написание целого текста. Пригодиться может все.


Результат такой работы: полнейшая картина в тот момент, когда герой попадает в топ – в этом смысле ты имеешь преимущество над конкурентами (а коллеги – хоть и друзья, но конкуренты тоже). Скелет текста уже готов – осталось лишь воплотить наработки в цельный гугл-док и продумать яркий заголовок. Про его важность я рассказывал в первой серии лекций.

Самый бомбический ресерч, впрочем, не сделает из автора короля абсолютно для всех: есть фанаты, которые прошарены в теме не хуже. Да, их немного, но это не повод снижать требования к себе. Как правило, у болел не остается времени на статистику и тактический разбор (эмоции, отвлекающие факторы) – значит, в этом тоже нужно разбираться и этим удивлять.

Если в to-do листе стоит рецензия на матч, который не дал ярких сюжетов в прямом эфире – можно потратить час-полтора и отсмотреть игру на предмет стрелочек и кружочков. Да, это лишнее время, зато в какой-то степени эксклюзив. На Евроспорте несколько лет назад придумали тактическое шоу «Сила Расстановки» – самые просматриваемые ролики выходили чуть ли не сразу после матчей. Запрос на тактику определенно есть.

Самое главное – не злоупотреблять скриншотами и статой. Картинки с перемещениями игроков должны отражать главную мысль и разжевывать все по полочкам – рэндомные фото с кучей непонятных терминов только запутают читателя и заставят закрыть текст. Проблема распространена, и это очень плохо: сам наталкивался на скрины, под которые автор подстраивает изначально неверные выводы.

То же самое касается цифр. Перегружать ими – вред. Во-первых, статистику можно интерпретировать как угодно. Во-вторых, к ней должны прилагаться четкие мысли, без полутонов. Александр Дорский вывел качество анализа РФПЛ на новый уровень, но некоторые его тексты на 80% состоят из цифр – это скучно, особенно если речь идет о середняке Премьер-лиги.

На выходе такой текст получает идеальные ингредиенты: в одном материале собраны и ваши мысли, и неизвестные факты (снова про важность ресерча), и тактика, и цифры. Автор не перебарщивает с собственным мнением (в конце концов вы – никто) и дает максимум аргументов, чтобы не попасть под обстрел в комментариях, где подвинуть Романа Муна все равно нереально.

Как писать крутые тексты про спорт? Максимально просто

Как писать крутые спортивные тексты, если нет топовых тем? Шокировать читателей

Подписывайтесь на канал Вячеслава Палагина «Всячая Дзич» – дзичи там правда много


Комментарии