«Оскар» в очередной раз доказал, что он не про кино.

Раньше Гильермо Дель Торо был нормальным пацаном. Снимал себе фриковатые и задорные фильмы про демонов-супергероев, гигантских роботов и вывернутые наизнанку взрослые сказки.

Но у инфантильного мексиканца давно есть мечта – экранизировать любимые «Хребты безумия» Лавкрафта. Ни один здравомыслящий продюсер не доверит 200 лямов застенчивому сюрреалисту. А вот застенчивому сюрреалисту с «Оскаром» – вполне.

Вот и пришлось снять посредственную драму про любовь немой страшненькой женщины и огромной рыбины. Такой себе «Человек-амфибия» для фанатов японского порно. И что бы вам критики ни рассказывали, сказка эта до жути банальна и предсказуема, пусть и населена якобы странным персонажами.


Да и то, они совсем не странные, а просто отражающие запросы западного общества, вернее, вкусы голливудских академиков. Пожалуй, ни одному режиссёру ещё не удавалось запихнуть в фильм столько представителей разного рода меньшинств.

Тут тебе и инвалид, и гей, и ветеран войны, и темнокожие, и даже русские евреи. А в роли злодея – единственный во всём фильме нормальный мужик, который честным трудом пытается прокормить полноценную семью, живёт в большом доме и катается на крутой тачке. Но сейчас не пятидесятые, идеалы у общества другие. Поэтому приходится давить на толерантность даже таким избитым сюжетным ходом, как любовь к монстру.


Весь построенный на клише и скрытых просьбах «хочу «Оскар»!» фильм Дель Торо объективно уступает как минимум половине конкурентов. А если сравнивать их как полноценные кинополотна, то в идеальном мире «Форма воды» не попала бы и в шорт-лист. Но для наглядности воспользуюсь отвратительным приёмом и сравню отдельные элементы, в которых «Ихтиандр 2.0» очевидно уступает конкурентам.

«Зови меня своим именем». Ага, сразу ловушка толерантности. И пример того, что «Оскар» дают не фильмам про геев и негров, а фильмам, которые прогибаются под «Оскар». Лука Гуаданьино не прогнулся, сняв кино про первую любовь, пусть и щуплого пацанёнка к зазнавшемуся студенту с внешностью Арми Хаммера. А параллельно и сам признался в любви к Италии и античной культуре. За качество сценария говорит «Оскар» в номинации, а уж в плане киноязыка фильм вообще лучший и самый цельный в этом году.

И уж если говорить о  любовной линии, то тут ни о каком соперничестве и речи быть не может. Заставить поверить в извращённую любовь немой бабы и рыбины легко даже девочек-подростков (это же почти как «Сумерки», ну), а вот на два часа увлечь даже гомофоба гейскими (и подчас действительно отталкивающими) утехами – жуть как непросто.


«Три билборда на границе Эбинга, Миссури». Редкое единение хипстеров и «простолюдинов» в желании отдать «Оскар» Мартину Макдоне. Оказалось, что сочетать артхаус и развлекательное кино он умеет ничуть не хуже, чем трагедию и комедию. Самое нестандартное высказывание в шорт-листе кинопремии за последние годы – это тебе не про расизм и нетерпимость ныть. А в сценарном мастерстве с Макдоной сегодня даже Тарантино не сравнится. Куда уж тут клишированной сказочке с чёрно-белыми персонажами.

«Прочь». Кстати, о чёрных и о сценарии. Да, неожиданно, но где-то ведь надо было их наградить, а Макдона ещё своё получит. Самое свежее и весёлое высказывание об Америке и расизме, которое вообще когда-либо присутствовало на кинопремиях.

Удивительно, какими образом копеечный дебютный фильм от комика добрался до ковровых дорожек, но это замечательно и похоже на положительную динамику – академики, видимо, не совсем зачахли. Тот случай, когда для рассказа о толерантности не нужны костюмы и декорации, а хватает только бурной фантазии. Хотя даже при всех достоинствах в шоке от победы был и сам сценарист.

«Призрачная нить». А это удар в самое сердце. Ладно, в очередной раз прокатить гениального Пола Томаса Андерсона, ему не привыкать. Но не дать на прощание «Оскар» лучшему актёру современности – это преступление. Дэнил Дэй Льюис, конечно, с тремя статуэтками-то переживёт и продолжит себе спокойно мастерить ботинки. Он бы и сам Олдману с удовольствием награду отдал – его тоже сколько динамили. Но сам факт, что награду не дают человеку, для которой он создан, очень расстраивает.

Про актёрский состав, понятно, и сравнивать нечего. Но бодрая и попсовая «Форма воды» тут проигрывает даже в повествовании. В «Призрачной нити» герои среди роскошных костюмов и под заунывную музыку гитариста Radiohead три часа подносят бутерброд ко рту. Но оторваться от этого невозможно – вот что такое мастерство.

Сказочка Дель Торо не сравнится даже с прокатившейся мимо номинации «Тони против всех». Возможно, самое оригинальное повествование среди всего шорт-листа «Оскара». Тем более, для спортивной-то драмы. Хотя Тоню стыдно сводить к одному жанру. Тогда как «Форма воды» при всей внешней пестроте, по своей сути бесцветна и однозначна.

А есть же ещё и «Дюнкерк». Хотя нет, тут всё нормально. Если Дель Торо согрешил всего раз и то на «Оскар», то давать награды Нолану – это уже совсем преступление против кино.

***

“Форму воды” достаточно  уничтожить даже вот так, просто по верхам, чтобы всё стало ясно. Если разбирать каждый из фильмов более детально, то ситуация окажется ещё более очевидной.

Даже «Оскар» за дизайн – по факту полная чушь. Надо лишь приглядеться, насколько вдумчиво работали над цветом одежды и украшениями интерьеров в тех же «Зови меня своим именем» и «Призрачной нити». Развести академиков на призы сегодня проще, чем провинциальных бизнесменов на новый айфон.

Будем надеяться, что всё не зря и Дель Торо оторвётся в «Хребтах безумия», а Макдоне, Андерсону и другим ещё прикатит фура наград. Пока же остаётся только вновь сокрушаться, что «Оскар» – попсовое шоу, а после этого задаваться вопросом: как фильм, где едят кошек, признали лучшим?

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.