От фильмов Marvel уже не ждут ничего, кроме клишированного сюжета на фоне паршивого CGI. А, еще нескольких отсылок для задротов.

«Черная пантера» — реальный шанс изменить ситуацию. Этот фильм смотрится свежо, интересно и неожиданно. Даже подозрительно.

А расклад такой: когда-то в Африке упал метеорит с вибраниумом, самым прочным и ценным металлом во вселенной. Со временем там появилась страна Ваканда. Её правитель получает звание Черной пантеры, сверхсилу и выносливость, а также носит стильный костюм, защищая подданных от угроз. Ваканда скрывается от остального мира, чтобы не наражаться на опасности и хранить вибраниум. После смерти предыдущего короля, новым главарем должен стать его сын Т’Чалла (Чедвик Боузман). Но у него начинаются неприятности — объявляется старый враг Ваканды, сумасшедший Улисс Клоу (Энди Серкис), а вместе с ним и наемник Киллмонгер (Майкл Б. Джордан), у которого свои вопросы к наследнику престола.

Гаситься перед кинотеатром спойлерами нет смысла. Первая половина фильма лихо скроена из нескольких временных отрезков, а вторая катится по накатанной дорожке марвеловской супергероики. Даже странно, что вместе они здорово работают на главную (по важности, а не хронометражу) тему — освещение расовых отношений.


Тут нужно сбавить обороты. Безусловно, «Черная пантера» — знаковый для темнокожих фильм. Он показал, что расовое разнообразие или непривычные герои не мешают собирать чудовищные кассу. Это вычищенный до стерильности, но все равно дико успешный эксперимент. Одна беда — эта повестка гораздо актуальнее в США, чем по миру.

Мы можем понимать её со своей удаленной точки зрения, по отголоскам расовых скандалов, но проникнуть чувством триумфа черных парней — нет. Да это и не нужно: достаточно просто за них порадоваться. Для мира «Черная пантера» — скорее красивый манифест, в то время как родную Америку фильм перетрясет куда основательнее.


Но и внутри своей киновселенной «Пантера» тоже решает. Marvel обычно зацикливается на создании очередного «крутого» героя, но забывает поместить его в интересную историю. Так было с «Человеком-муравьем» и «Доктором Стренджем». Персонаж Чедвика Боузмана сконструирован иначе. Весь фильм его, и не претендующего на особую крутость, запихивают между молотом и наковальней. «Черная Пантера» лишь формально опирается на байку про становление Т’Чаллы. Стержень этой истории — проблемы и споры, вокруг которых по-прежнему топчется общество.

И это не приторное слово «социалочка». Райану Куглеру просто нравятся противоречия. Например, Ваканда— страна, которая столетиями прячет свои технологические достижения от мира. Пока африканцев со всего континента гребли по кораблям и везли через Атлантику, вакандийцы грели зад на своем драгоценном металле. Новому королю нужно решать — продолжать изоляционистскую политику или открыться миру, принять беженцев и побороться за справедливость.

Как правильно?


«Черная пантера» напоминает — невозможно жить прошлым. Вот главный злодей картины, головорез Киллмонгер, спрашивает куратора британского музея о происхождении древнего африканского топора, выставленного в экспозиции. Оружие ведь силой отобрали у коренного населения колонизаторы, не так ли? Полтора часа спустя тот же Киллмонгер вспоминает, как его предки бросались в море с кораблей, плывущих в Америку — потому что не хотели жить рабами. До чего его довела эта злость? Очевидно, до поражения.

Куглер раз разом напоминает, что нас сильнее формируют трагедии, чем радостные воспоминания. Т’Чалла мог сколько угодно наслаждаться райскими пейзажами Ваканды, нисколько не изменившись как герой. А столкнувшись с опасностями, наконец-то раскрыл глаза.

Правда, сравнение звучит уничижительно по отношению к Ваканде. Зря: сеттинг проработан великолепно. За последние годы многое приелось. Суперсовременные технологии выглядят похоже друг на друга. Но только не в Ваканде — здания, предметы, наряды героев пестрят отсылками к традиционной африканской культуре. Оттого и смотрятся отлично — хочется изучать необычные плетения на костюмах или самолет, сверху напоминающий ритуальную маску.

Еще одна сильная сторона фильма — женщины. Куглер сделал все просто и круто: не стал осторожничать с женскими персонажами, отбросил предрассудки. Это просто качественно проработанные герои первого и второго планов. Они умеют за себя постоять, изобретают новые технологии, самостоятельно принимают решения или, например, служат в элитной имперской гвардии. Их не одевают в костюмы стриптизерш. И все это без лишнего пафоса — так просто нормально.

Конечно, хочется пнуть фильм за периодическое появление идиотских диалогов и блевотный CGI. Но это технические претензии. В Marvel рискуют только до определенной меры, поэтому проходных моментов всегда остается с запасом. Другое дело, что едва ли не впервые многомиллионный аттракцион сообщает какой-то смысл. Причем его не кричат во все горло, а оставляют со зрителем ненавязчиво и просто. Так, чтобы стало понятно — миру есть о чем подумать. Но не затем, чтобы вновь обнажать мечи и когти.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.