Николай Кубрак – о самом авторитарном кинобизнесе в мире.

Всего за неделю минкульт умудрился совершить две фатальные ошибки, указывающих на существование цензуры и полнейшее самоуправство. Речь о скандальном переносе фильма «Приключения Паддингтона 2» в угоду российским лентам и неожиданном отзыве прокатного удостоверения «Смерти Сталина».

С последним – история до истерики карикатурная. Картина, высмеивающая власть, пострадала от власти, над которой давно уже смеются сквозь слёзы. В экранизации сатирического комикса минкульт разглядел неуважение к истории и оскорбление чувств давно не существующей нации.

Самое интересное, что изначально фильм прошёл комиссию и получил удостоверение, но за день до премьеры начали поступать жалобы. Мединский мгновенно переобулся и, состроив недовольную мину, заявил: «У нас нет цензуры. Но есть нравственная граница между критическим анализом истории и глумлением над ней».

Может быть, в сравнении со сталинскими временами, сейчас цензуры и нет, но как иначе назвать абсурдные действия МК? Непонимание юмора и девиз «не смотрел, но осуждаю» превратились уже в привычные правила поведения власти, но у истории со смертью Сталина есть ещё один важный подтекст.


Если «Матильда» якобы оскорбляла святого мученика, то кого оскорбляет комедия Иануччи? Антисталинские настроение царили в стране полвека после предания его анафеме и построения образа кровавого диктатора. Но в последние годы ситуация кардинально изменилась.

Забавно, что результаты опроса ВЦИОМ о кумирах XX века вышли в тот же день, когда планировалась премьера «Смерти Сталина».

Главный итог опроса, который создавался к юбилею Высоцкого, оказался неожиданным – Сталин занял в нём четвёртое место, оказавшись популярнее Солженицына, Сахарова и Толстого. Поразительно, как в современной России умудряются с одинаковым фанатизмом любить последнего православного монарха и тирана-атеиста. Или всё дело в сакральности власти? Так или иначе, сегодня этот трек актуален как никогда:

Фильм, кстати, в России всё-таки можно увидеть. Кинотеатр «Пионер» осмелился незаконно показывать так же незаконно запрещённую ленту. Какие у этого будут последствия – неизвестно, но в минкульте уже намекнули, что планируют разобраться с ситуацией и напомнили о старательных проверках генпрокураторы. Пока всё печально – в кинотеатр уже пришли полицейские.


Но даже этот абсурд ужасает не так, как история с Паддингтоном. Насильственная отмена «Смерти Сталина» прямо перед премьерой – первый такой случай в истории России. И, вполне вероятно, останется единичным. А игры с прокатом семейного кино про милого медвежонка всё больше походят на тенденцию.

Как всё было?

22 декабря создатели «Паддингтона» подали заявление на прокатное удостоверение и успешно его получили – дата премьеры назначена на 18 января. Билеты продавались уже с конца декабря и к моменту премьеры разошлись на сумму порядка 850к рублей.

Что происходит дальше: за 7 часов до премьеры минкульт рассылает по кинотеатрам письмо: показ перенесён на 1 февраля. Деньги зрителям кинотеатры вынуждены возвращать из своего кармана. Вдобавок, за компанию переносят и сиквел популярного подросткового фэнтези «Бегущий в лабиринте».

В медиа поднимается волна заслуженного хейта в сторону Мединского. Он объясняет всё борьбой за российского производителя и упоминает о фильме, который якобы конкурирует с «Паддингтоном». Само название министр вслух не произносит. А в сеть просачивается интересный скриншот письма одной из сети кинотеатров:

Пока зрители грешили на «Скифа», реальный виновник суматохи становился всё более очевидным. Режиссёр «Скифа» тут же публично заявил, что ни о чём не просил минкульт, а фильм вообще 18+ и никак не пересекается с «Паддингтоном» по аудитории. Другое дело – семейная спортивная драма «Движение вверх». Впрочем, Мегердичев также отрицал связь с минкультом. Но Мединского, как известно, просить не надо – он сам знает лучше всех.

Пока в прессе бушует скандал о самоуправстве, а ассоциация владельцев кинотеатров громит Мединского в открытом письме, как бы фоном идут новости – до рекордных сборов в 2 миллиарда «Движению вверх» остаётся всего ничего. Как только сборы достигли этой отметки, «Приключения Паддингтона 2» моментально возвращаются в прокат. Подобного абсурда не было даже в традиционно авторитарном китайском кинобизнесе.

Но зачем помогать редкой российской картине, которая и так успешна в прокате? Хотя о чём речь, если «Движению» помогали с самого начала? Смотрите сами: рядовую, казалось бы, спортивную драму зачем-то поставили на новогодние праздники – самый прибыльный период проката. И этот самый период вдруг оказался слабейшим за все последние годы: средненький «Величайший шоумен», второсортная комедия «Праздничные переполох», да очередные «Ёлки» с «Богатырями». Конкурентов просто нет. А на праздники как-то принято ходить в кино, но кроме расхваленного на ТВ и в интернете «Движения вверх» больше не на что.

Вслед за первым успехом и хорошим сарафаном начинается агрессивная реклама в медиа. Спортивные и киношные сайты повально хвалят фильм, цепляясь лишь к исторической достоверности (но и этот «грешок» на деле используют как элемент маркетинга), на ТВ бомбардируют зрителей сюжетами в новостях и рекламой, Малахов снимает ток-шоу, а на федеральном канале выходит документалка о том самом матче. В какой-то момент казалось, что «Движение вверх» стало национальной идеей.

Нет, продюсеры, конечно, красавцы, да и фильм вполне качественный. Но его успех – абсолютно искусственный. Даже кассовый рекорд он взял не столько зрителями, сколько бешеными новогодними ценами. И на редкость успешную картину продолжают насильно впихивать нам в глотки четвёртую неделю подряд.

Причина проста: «Движение» – не просто нестыдный русский фильм и рекордсмен, но и, прежде всего, качественная агитка. Качественная, потому что не столь очевидная. Его даже тяжело назвать хорошим массовыми кино, потому что здесь речь не об искусстве, а о грамотно выстроенной манипуляции зрителем. Да, грамотно сделанное, но не очень хорошее в художественном смысле произведение.

Грязные приёмчики там повсюду: от откровенно стыдного и даже смешного (в своей избитости) приёма с неунывающим ребёнком-инвалидом до перебора с пафосными речами, музыкой и слоумо.

На редкость крутой визуально фильм сюжетно оказался пустышкой. История одного из главных героев выглядит примерно так: я хожу где-то на фоне, вдруг оказывается, что я близорукий, мне дают линзы, в финале я их драматично теряю. Всё! Вот и вся драма персонажа.

Фоном и только ради арки грузинских баскетболистов показан теракт. Мимо проходит иллюстрация реального тренерского вклада и новых элементов в подготовке. К примитиву и карикатуре сводятся линии всех второстепенных и некоторых основных персонажей. Зато на пирушку в Грузии и негров из подворотни хронометраж можно растянуть вдоволь.

И, кстати, что там у такого душевного и народного фильма с мотивацией? Чего хотела добиться команда, что она осознала в конце? Здесь тоже всё просто и идеально укладывается в политическую повестку.

Победить американцев – вот главная задача. Именно она озвучивается в фильме с невероятной частотой (серьёзно, посчитайте). Надо быть очень наивным, чтобы верить в рассказы о «душевности» фильма от людей, сосредоточенных на пропаганде и информационной войне. За тривиальной идеей о превозможении себя и самопожертвовании ради великой цели скрывается вполне бытовое желание «показать этим пиндосам».

Особенно это заметно на фоне зеркального примера – фильма «Чудо» о победе студентов-хоккеистов из США над сильнейший в истории командой СССР на ОИ-1980. Там нет избитого клише из «Движения вверх» о нарочито грязной игре нечестных соперников, нет высокомерного отношения со стороны сильнейших, а к иллюстрации образов советских хоккеистов подходят с невероятным уважением. И центральный мотив там не вмещается в слово «вопреки», а вполне конструктивен – воспитание команды-семьи и достойных американских патриотов. В этой не самой яркой и интригующей картине намного понятнее показывается, как и за счёт чего Давид победил Голиафа, и почему ему это было так важно.

История с прокатной чехардой вокруг больших российских премьер становится привычной: то же происходило с «Временем первых» и римейком «А зори здесь тихие». И наверняка то же случится с ещё рядом важных для государства картин этого года. Мединский, окутавшись королевской мантией, забывает, что прокат – дело кинотеатров, а они, в подавляющем большинстве, частные. Непослушание бравого «Пионера» во имя «Сталина» – лишь первый звоночек. Ещё пара подобных авторитарных жестов – и минкульт нарвётся на забастовки или более радикальную ответную реакцию.

Борьба Мединского с культурой успешно продолжается и лишь набирает обороты. Если ему удалось невольно очернить самый финансово успешный фильм в российской истории, то вряд ли для министра есть что-то невозможное.


Главное
Андрей Ставицкий
25 Фев '21
4994
Xiaomi Mi 10T мощно скинул в цене. C промокодом девайс выйдет еще дешевле
Такой низкой цены мы еще не видели.
Андрей Ставицкий
24 Фев '21
5477
Крутые часы для туристов продают со скидкой. А еще за покупку Honor Watch GS Pro отсыпят бонусов
Они стоили неприлично дорого, но теперь подешевели.
Андрей Ставицкий
24 Фев '21
4824
Samsung Galaxy S20 Ultra подешевел до исторической отметки. Дают не только скидку, но и кучу полезных бонусов
«М.Видео» просто раздает деньги.
Андрей Ставицкий
23 Фев '21
3306
iPhone XR все еще очень хорош. А теперь бестселлер стоит 40 тысяч рублей
В студии — самый сбалансированный айфон в истории.
Андрей Ставицкий
23 Фев '21
3853
За четыре месяца iPhone 12 Pro сильно подешевел. На сумму скидки можно купить приличный девайс от Xiaomi
Вот это сейл!
Шамиль Газибегов
23 Фев '21
9779
Берем хитовый телевизор Xiaomi на 55 дюймов по лучшей цене в истории. Вариант с 4K и Smart TV
Подсказываем, как максимально сэкономить.
Комментарии