Генрих Зузуев портит фанатам настроение перед новым сезоном.

В конце этого года выйдет уже четвертый сезон шоу английского сатирика Чарли Брукера. Точная дата неизвестна, но будьте уверены: как только Netflix загрузит шесть эпизодов антологии, ваша лента превратится в семинар философов-футурологов.

Только это будут подвыпившие первокурсники. Вместо аргументов – сплошная радость, что в сериале гиперболизируется актуал. «Ух ты, ну прям как в „Черном зеркале!“» – возбудятся потом сериаломаны от очередной новости про дополненную реальность и приложение типа Nimses.


Секрет построения любой серии прост. Тем более, они сюжетно никак не связаны между собой. Казалось бы – зови разноплановых режиссеров, дари им полную свободу и разный взгляд на то, как прогресс проникает в наши поры. Но Брукер – консервативный британец.

Достаточно взять любую технологию, довести ее влияние до абсурда, приправить людскими пороками, а затем залить эту смесь в формочку часовой драмы. Запекать вплоть до того момента, пока у зрителя не начнет подгорать от очевидности подходящего. К счастью, титры остужают и оставляют  надежду, что в следующей серии будет нечто оригинальное. Нет.

Например, первая серия, которая стала хитом. Премьера шантажируют девочкой из королевской семьи. Все с ней будет хорошо, если премьер изнасилует свинью. Довольно гротескно, но уже в третьем сезоне повтор – в эпизоде «Заткнись и танцуй» показывают простых людей, пойманных за онанизмом перед вебкой или любовницами. Их заставляют грабить банки и творить всякую дичь.


Брукер позволяет лишь стилистические эксперименты, а с сюжетно-моральной стороной не заигрывает. Люди – озлобленные и беспомощные кролики, а прогресс – капкан. Эта мысль так поверхностно перетекает из серии в серию, что хочется схватиться за телефон и выпучить стеклянные глаза подобно героям антологии. Лишь бы не видеть эту тягомотину.

Да, мы поняли, что люди за лайки готовы умирать. Или сходить с ума от излишней реалистичности игры. Или создать копию умершего человека и понять, что это все-таки не то. Мысль любого эпизода «Зеркала» закладывается с первых кадров – есть искусственность, которая либо убивает (или заставляет это делать как в серии «Люди огня», когда с помощью технологии солдаты видели не людей, а монстров), либо шантажирует, либо поглощает и превращает весь мир в шапито-шоу.

Новый четвертый сезон также вряд ли порадует новизной. Первая серия «Архангел» – о том, как технологии влияют на детей. О’кей, неужели это плохо? Еще нас ждет серия в черно-белой раскраске и эпизод в стиле «Стар Трека». Не хочется по трейлерам находить все старые косяки сериала, но предыдущие три сезона не оставляют надежду – нам продадут ту же драму с моралью луддизма.


Еще одна серия («Крокодил») расскажет о манипуляциях с памятью людей. Тоже проходили. В серии первого сезона «История всей твоей жизни» показали, какие последствия бывают, когда человек может записывать все свои воспоминания.

А в эпизоде «Белый медведь» люди, наказанные за преступления, каждый день вынуждены переживать пост-апокалиптическое шоу в специальном парке. Забывая на следующий день, что за ними гонялись безумцы, а под конец представления хлопали детишки.

Впрочем, стоит похвалить Брукера. Сатирик придумал технологию, которую выдал за искусство. И она стала жить своей жизнью, отдельно от создателя, манипулируя буквально всеми. «Зеркало» рекомендуют Андрей Малахов, Тина Канделаки, 16-летние подростки и 40-летние клерки.

Схема сериала сработала в жизни. Только это не делает «Черное зеркало» эпохальным сериалом.

Банальная антиутопия.

Простите, не сдержался.


Главное по теме «сериалы»
Георгий Матавкин
27 Сен '20
4 286 
«Те же проблемы в той же России». Георгий Матавкин – о сериале «Ольга»
Сезон закончился, пора анализировать.
Андрей Ставицкий
25 Сен '20
2 535 
В России вышел сериал о телеграм-канале и новых медиа. Но его создатели совершили серьезный фейл
Серьезно, можно было бы лучше подготовиться.
Тимофей Яценко
23 Сен '20
1 889 
Юрий Дудь дебютирует в кино? Возможно, он появится в сериале с Сергеем Буруновым
Но Юра будет ненастоящий.
Георгий Матавкин
20 Сен '20
20 309 
«Игра на выживание» – один из лучших русских сериалов года. Его не испортил даже Верник
Рецензия Гоши Матавкина.
Иван Ковальчук
09 Сен '20
2 154 
«Зена – королева воинов» встречалась с женщиной, вдохновила американскую армию и стала иконой феминизма. Как так вышло?
Чудо-женщина на максималках.
Виталий Халюков
09 Сен '20
4 683 
В России могла быть адаптация сериала «Во все тяжкие», но из сценария убрали самое главное. Что случилось?
Российский зритель увернулся от пули.
Комментарии