Вчера вышли первые обзоры iPhone X от большинства крупных изданий. «Палач» не получал никаких предложений от Apple, но тема без внимания не останется.

Этот текст – реакция не на те материалы, которые вышли в русских медиа (очень скучные, кстати). Гораздо веселее то, что попало в сеть позавчера.

Apple еще на прошлой неделе провела в крупных городах (Париж, Нью-Йорк) мероприятия, на которые были приглашены популярные блогеры.


Мероприятия были уникальными. Вместо медиаперсон из привычной гиковской тусовски Apple позвала людей из других сфер. В результате слот на ивент получили американские бьюти-блогерши, юмористы, политические аналитики и прочий сброд c YouTube.

Результат вышел ожидаемым: опубликованные материалы вообще не содержали полезной или интересной информации, не отвечали на вопросы, которые волнуют потенциальных покупателей, и снимались явно по одному сценарию.

Такой подход к формированию информационного шума стал совершенно новым для компании. Раньше в Apple вообще особо не вмешивались в то, как подается в медиа информация, касающаяся их продукта.


Сейчас же покрытие умышленно стараются сделать максимально примитивным.

Apple хочет доминации в медиапространстве людей, которые совершенно не разбираются в предмете. Как еще объяснить тот факт, что все авторитетные издания (за исключением Wired) получили девайс на обзор лишь за 24 часа до дедлайна по публикации первых обзоров?

При этом политический публицист Майк Аллен из издания Axios получает устройство на неделю раньше. В таком решении нет ничего справедливого. Люди, всю жизнь пишущие про продукцию Apple, не должны быть низшим приоритетом для компании.


Единственное, что Аллену удалось высрать за неделю пользования устройством, — абзац про то, насколько его племяннику понравились Animoji, и предложение про то, что iPhone X — будущее, потому что там нет рамок.

Раньше фанаты были опорой, а сейчас Apple демонстративно плюет им в лицо.

Объяснений тут может быть два.

1. iPhone X сильно недоделан, и в Apple боятся, что при детальном ознакомлении с устройством техножурналисты обнаружат косяки. До начала продаж негативных обзоров никто не хочет, а пока издания воздерживаются от оценок — везде вышли очень нейтральные материалы.


2. Маркетинговые приоритеты Apple сильно поменялись, и в компании больше не думают о лояльности продвинутой аудитории. Чувакам из Apple совершенно наплевать на то, что напишут в Verge, Outline и TechCrucnch. Подавляющее большинство покупателей iPhone не заходит на эти сайты. Гики — очень малочисленная категория.

Первый пункт вызывает сомнения — если бы в Apple пытались что-то скрывать, провернуть всё можно было бы намного изящнее. Скорее, дело в сдвинувшихся приоритетах. Если раньше лояльная аудитория была первична, то сейчас бывшие фанаты все чаще выступают с критикой в сторону Apple. Вместо того, чтобы прислушиваться к их мнению и исправить недостатки, проще положить на эту аудиторию жирный болт.

Переломный момент наступил после великого избавления от портов. По сегодняшний день причины, по которым в Apple так рано попрощались с разъемом 3.5мм в телефоне и убрали все разъемы из ноутбука, остаются неясными.

Вместо понимания со стороны прессы Apple натолкнулась на шквал критики. Все уже смирились, но отсутствие разъема для наушников даже сегодня расценивается покупателями как недостаток, и у Apple не получилось тут ничего перевернуть.

Теперь компания из Купертино апеллирует к намного более широкой аудитории. Особенно это заметно на контрасте с прошлым.

Пересматривая недавно презентации Стива Джобса, мое внимание привлекло даже не его потрясающее умение работать с аудиторией (да, это получалось у него в тысячу раз живее и натуральнее, чем у Кука), а обилие в презентациях технических деталей и мелочей, которые на первый взгляд вообще никак не скажутся на продажах.

В 2004 году, за 3 года до показа iPhone, на WWDC Стив позвал на сцену инженера, который почти 10 минут подробно рассказывал о принципах работы процессоров. На другой демонстрации он очень изящно объяснял, почему в Mac OS X самые качественные анимации сворачивания и разворачивания приложений.

Сейчас со сцены спикеры боятся произнести абреввиатуру OLED, опасаясь, что кто-то из менее прошаренной аудитории не поймет. Большая часть презентаций — предельно упрощенное описание новых функций и красивое видео про их применение в жизни.

Это прекрасно сказывается на продажах — Apple финансово чувствует себя лучше, чем когда-либо, а акции вот-вот пробьют новый потолок и устремятся к заветному триллиону долларов рыночной капитализации.

Начиналось все с изменения маркетинговой стратегии, но сейчас та же тенденция затрагивает и продукцию компании. Вот два примера:

1. Ориентированные на узкую аудиторию продукты получают самый низкий приоритет: сроки выхода iMac Pro переносят третий раз, а большую часть немассовых продуктов, таких как Mac Pro, AirPort, Time Capsule, просто перестают выпускать.

2. При разработке iPhone вместо доработки софта Apple фокусируются на камере и внешнем виде (безрамочность — скорее маркетинговый прием, чем реально удобная фича).

При этом я совершенно не хочу сказать, что iPhone X — плохой продукт. Вовсе наоборот, в Apple и сейчас могут сделать очень хорошо. Просто делать лучший продукт на рынке — уже не главная задача, что и подтверждается сменой маркетинговой парадигмы.

Теперь надо делать не лучший, а самый прибыльный девайс. Раньше получалось совмещать два в одном: делали лучшее, а получалось самое прибыльное.

Такой сдвиг с одной стороны является закономерным, но с другой — крайне печальным. В компании забивают на все факторы, за счет которых она забралась на трон: внимание к мелочам, надежность, технические преимущества перед конкурентами (когда вышел iPhone 4, только самым больным фанатам Android не был очевиден технологический отрыв Apple от конкурентов).

Вместо того, чтобы продолжать движение вперед, Тим Кук зацепился за пьедестал, и выжимает из него все соки.

Лояльность аудитории теперь используется как источник доходов. Именно заработанная за долгие годы лояльность позволяет Тиму Куку положить в комплект к iPhone совершенно позорную зарядку и наушники, и зарабатывать с продаж сотен разновидностей переходников для MacBook. Ни одной другой компании не удалось бы превратить это в успешную рыночную стратегию, но Apple может. По крайней мере, пока.

Долго ли продержится компания с таким подходом — неясно. Ясно одно — такой путь однозначно не ведет к революционным продуктам, поэтому пора перестать ожидать от Apple очередного переворота.

Сейчас уже понятно: его не будет.


Главное по теме «Apple»
Шамиль Газибегов
26 Сен '20
4 209 
Пора брать iPhone 11 Pro. Скоро цена будет рекордно низкой
Идеальный момент для покупки нового гаджета.
Шамиль Газибегов
25 Сен '20
3 094 
iPhone 8 можно взять по исторически низкой цене. Теперь это лучший девайс бренда до 30 тысяч рублей
Безальтернативно лучший прайс на сегодня.
Андрей Ставицкий
25 Сен '20
778 
Презентация iPhone 12 состоится 13 октября, а когда он поступит в продажу? Есть дата
Слив от известного блогера.
Андрей Ставицкий
24 Сен '20
1 738 
iPhone SE – не последний бюджетный девайс Аpple. В 2021 году компания выпустит еще один
Снова 4G, Touch ID и IPS-экран.
Андрей Ставицкий
23 Сен '20
744 
Когда выйдет iPhone 12? Ждать осталось совсем немного
Дотерпите до октября?
Андрей Ставицкий
23 Сен '20
856 
Аpple Watch SE и iPad уже можно купить в России. Продажи iPad Air задерживаются
Время раскошелиться.
Комментарии