Генрих Зузуев – о том, как с народной любовью справляются не все.

«Спящих» смотреть необязательно. По отрывкам и предыдущим работам Быкова все очевидно. Это средний сериал, где постарались чуть мощнее обычного. Сценарий писал Сергей Минаев, продюсировал Федор Бондарчук, а возбуждает Паулина Андреева. Но главное в 8-серийном фильме – идеология.

В России живут спецагенты, журналисты и борцы с коррупцией (в сериале отчетливый привет понятно кому), которые по одному сигналу просыпаются и подрывают устои. А хорошие ребята из спецслужб (среди которых – тоже пятая колонна) с этим дерьмом сражаются.

Дальше важен именно демарш Быкова – самого народного режиссера десятых.


Его обращение в своей группе ВК сначала напоминало фейк или неумелый продюсерский ход. Сериал «Спящие» на «Первом» закончился, и создатели будто полезли на территорию Николая Соболева. Ажиотаж на месяц вперед и тягучие споры о том, где пропаганда, а где искусство.

Но по интервью «Медузе» и последующей записи в своей группе понятно – кудахтанье в фэйсбуке подкосило человека. Как когда-то оно его и вознесло.


В начале 2015 года Россия глупо сравнивала два разных фильма – «Левиафан» Звягинцева и «Дурака» Быкова. BadComedian разнес картину, которая чуть не схватила «Оскара», а более бюджетный фильм Евгений Баженов похвалил и продвинул.

«Дурак» взлетел в топы «Кинопоиска», и режиссер вдруг стал важной фигурой времени – наша действительность постоянно отсылает к падающему дому и кровожадной мэрии.

Главную проблему ситуации осознает и сам Быков. Ведь он сделал не великое кино, а социальную агитацию. «Левиафан» не полюбился массам – в нем не было ясных ответов на политические вопросы и правильных персонажей. Быков же работал с очевидными образами и не стеснялся разжевывать мораль на грани пошлости.


Быкову всучили ответственность культурного проповедника. И режиссеру с ней неуютно. Он это понимает и стесняется реагировать на внутренние противоречия.

Но в этом и сила настоящего художника – способность рефлексировать, меняться и говорить на разные темы. Нестрашно, что Быков пока мечется между агиткой и социалочкой. Печальнее наблюдать, как у 36-летнего режиссера закрепилось амплуа, от которого он готов бежать только в пустоту.

Лучше снять десять плохих фильмов про плохих американцев, но искреннее и осознанно, потому что хочется и потому что это волнует лично тебя.

Впереди – фильм «Завод», который Быков все же доделает. Оппозиция простит Юрия Анатольевича: в новом кино расскажут о суровых начальниках и разрухе трудящейся России. Если именно этот позитивный шум вернет его в режиссерское кресло, то есть плохие новости.

Тогда в кресле сидит не творец, а коллективное и очень сознательное. Со строгими рамками высказывания и моралью.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.