Данил Тармасинов с восторгами о главном русском сериале из нестыдных.

В 2016-м «Физрук» закончился идеально – Фома оставил всех в счастье, уехал в глушь и встретил неизвестного на крутом внедорожнике. Если бы сценаристы бросили героев на этом клиффхэнгере, у русского телевидения появилась бы новая легенда, а шоураннеры еще лет десять таинственно молчали бы на интервью, кто приехал за Фомой.

Но ТНТ не остановился на трех сезонах и перебросил главного героя на другую и одновременно такую же территорию. Было сложно найти для Физрука альтернативную локацию, но при этом оставить его в похожих условиях.

В театре у Фомы те же проблемы, которые были в школе – слабые обитатели, конфликт с государством и околокриминальные разборки. На их фоне юмор главного героя и его несочетаемость с этим миром смотрятся выпуклее, чем, например, если засунуть Олега Евгеньича во вселенную сильных или равных.


В провинциальном театре намного проще перезапустить весь сериал – мы знаем о прошлом Фомы и его призраках из шкафа, но глобально для него всё начинается заново. У него появляется новая девушка, внезапное будущее в качестве отца и при этом такие же неясные перспективы.

Никто же не верит в то, что Фома осядет в Железногорске и нагрузит гелик пакетами из «Пятёрочки»? Даже первая серия четвертого сезона показала, что Физрук легко откажется от внутреннего эскапизма из-за новых приключений. Так зачем ему нужна спокойная жизнь под Нижним Новгородом?


Перерождение «Физрука» неожиданно попало в дух времени. Тут и всемогущая власть, которую рисуют старомодно бандитской, где 90-е теперь не добро с кулаками в кожанке и со шрамом, а жирный боров из мэрии.

И гонения на культуру со слишком подозрительными пересечениями с делом Серебренникова. И карикатура на провинциальные медиа, где журналисты сначала пишут по приказу одного босса, а затем переписывают под диктовку другого с дичайшим гонором и пафосом. И даже в какой-то степени проблемы малого бизнеса (баня двух братьев, полученная в дар от Горыжникова за верную службу).

Что-то из этого точно задумывалось как сатира на этапе сценария, но что-то четко и необдуманно резонирует именно сейчас. И от этого «Физрук» превращается в очень точную русскую комедию, высмеивающую чуть ли не все грехи общества.


Для последнего сезона создатели слишком размахнулись, и есть шанс, что на все вопросы они просто не ответят из-за нехватки времени. Например, слишком вяло развиваются отношения Фомы с отцом и совсем пропал пес Алексей Алексеич из премьерной серии, – сценаристам нужно развязать все нитки новой вселенной, чтобы не переносить интриги в полнометражный фильм.

«Физрук в театре» не станет тем откровением, которое породило мем «Россия айфона и шансона», без сарафанного радио на него не подсели новые фанаты. Но крепкий сценарий, отличная работа Дмитрия Нагиева, мощный прыжок Софьи Райзман из фильмов Романа Каримова на постеры ТНТ и ураганное появление в сериалах Виктора Сухорукова всё ещё оставляют это шоу на вершине.

Поразительно, но фразочки Физрука не приедаются, а мутируют в новые присказки. Как и сам сериал не сделал шаг вперед, а превратился внутри себя в абсолютно свежую историю, частично сохранив типажи, конфликты и интриги.

Самое грамотное обновление на нашем телевидении.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.