Все больше серьезных приложений, выходящих в последнее время, распространяются по подписке.

Такие приложения нельзя купить, а можно лишь арендовать на время.

Подписочная модель в этом году превратилась в тренд. Большинство серьезных приложений либо уже перешли на периодическую оплату, либо рассматривают возможность такого перехода в будущем.

Первыми из крупных игроков предлагать свои приложения по подписке начали Adobe еще в 2012-м.


Причины уходить от предыдущей бизнес-модели действительно были.

Коробочный ритейл остался в прошлом. Никто уже не покупал фотошоп в коробках, а при распространении через интернет само дробление на версии программ теряло всякий смысл.


Приложения нужно поддерживать, постоянно обновлять. Нет никакого резона одновременно поставлять Photoshop версий CS4, CS5 и CS6, каждая из которых будет требовать вложений времени и денег.

При продаже софта компания получает большую часть доходов сразу после выпуска продукта. В результате, когда программу перестают покупать, и поток прибыли становится совсем жидким, у разработчика возникает необходимость выпускать новую версию софта, в которую будут включены новые функции.

Предыдущие же покупатели остаются с менее функциональным продуктом пока не заплатят за апгрейд до последней версии.


Подписка решает эту проблему: пользователи всегда имеют доступ к последней версии программы, а разработчик имеет постоянный равномерный доход, и у него при такой модели нет мотивации откладывать релиз нововведений на более удачный с коммерческой точки зрения момент.

На бумаге выгляит прекрасно. На практике получается полный кал.

Есть три глобальные проблемы:

1. На подписку ставят слишком высокие цены. Полная стоимость приложения, как правило, выплачивается за 5-6 месяцев. Подписка выходит сильно дороже, чем покупка последней версии приложения раз в 2 года.

2. Разработчики не спешат отрабатывать бабло. Почти каждая история перехода на подписочную модель сопровождается снижением активности разработчика. Если для того, чтобы заставить покупателя приобрести новую версию приложения, надо было показать действительно качественные нововведения, то деньги за подписку спишутся сами, делать ничего не нужно.

Так и получается.

Фотошоп, Премьер, Лайтрум и другие программы из CC за последние несколько лет получили только незначительные обновления. Оптимизация из года в год становится лишь хуже.

1Password после перехода на подписку получает обещанные обновления раз в месяц, но там только багфиксы, а нововведениями теперь называют нормальную работу с облачными сервисами.

Похожая участь и у других подписочных проектов.

3. Подписку применяют совершенно не к месту.

Требование регулярной оплаты можно понять, когда поддержание приложения связано с постоянными расходами: хранение пользовательских данных, синхронизация, облачные вычисления. Когда подписку вставляют в простейшие оффлайн-приложения — это просто смешно.

В августе на подписочную модель перешел текстовый редактор Ulysses. Лучший текстовый редактор потерял огромную долю пользователей после перехода на ублюдскую бизнес-модель.

Переход был оформлен максимально мерзко. Существующие пользователи получили меньше года бесплатной подписки и небольшую скидку на помесячную оплату. Сама стоимость подписки оказалась крайне высокой: 5$ в месяц за простой текстовый редактор, который является готовым продуктом и особо не нуждается в обновлениях — ну очень жирно.

Зато на фоне этого выгодным предложением выглядит SetApp, в который входит Ulysses и еще более 80 прекрасных приложений всего за 10$.

TextExpander, стоивший 25$, превратился в приложение по подписке за 4$ в месяц.

Но окончательно меня добило приложение Pigment. Это простая раскраска, которую я скачал из App Store, чтобы поиграться с Apple Pencil. С меня попросили 10$ в месяц за доступ к паре тысяч шаблонов для раскрашивания.

10 баксов в месяц, без шуток.

Полная стоимость такого приложения должна быть меньше стоимости месячной подписки.

Таких приложений становится все больше и больше.

Приложения по подписке воспринимаются пользователями как зараза и формирует спрос на альтернативы.

Сотни людей ушли с TextExpander на Typinator после того, как первый стал клянчить бабло ежемесячно.

У фотошопа появился настоящий конкурент, за который заплатить надо всего один раз. Affinity Photo действительно хорош и постоянно обрастает новыми фичами, которые приближают его максимально близко по возможностям к именитому конкуренту.

Разработчики гордо пишут на главной странице что фоторедактор продается безо всякой подписки.

Текстовые редакторы WriteRoom и Scrievener тоже получили очень большой скачок по продажам, совпавший с переходом на подписку Ulysses.

Распространение по подписке превратилось в конкурентный недостаток, и пользователь все чаще будет делать выбор в пользу продуктов, распространяющихся по классической модели.

Как надо

Идеальная бизнес-модель у SketchApp.

За 99$ предлагается купить приложение и год обновлений к нему. По окончании этого периода можно либо продлить еще на год за половину этой суммы, либо продолжать пользоваться приложением уже без обновлений. Очень хотелось бы, чтобы так делали все.

К сожалению, на мобильных устройствах такая модель нереализуема из-за ограничений магазинов приложений, но на десктопах стоит делать именно так.

В будущем возможна еще более интересная схема монетизации приложений, которую уже сейчас пытаются реализовывать в некоторых блокчейн-проектах.

Платить предлагается не периодически, а напрямую за пользование программой. Попользовался фотошопом час — заплатил 50 рублей.

Схема идеальна только для крупных приложений – профессиональных инструментов. Хороша она тем, что мотивирует пользователей работать быстрее и эффективнее. Быстрее сделал работу — меньше заплатил. Тяжело найти лучшую мотивацию к профессиональному совершенствованию.

А совсем слабые при таком раскладе пропадают из конкурентного рынка. Не можешь окупить своей работой стоимость пользования фотошопа — отправляешься на помойку.

Что же касается обычных приложений типа текстовых редакторов и раскрасок, то подписка делает их максимально непривлекательными, а разработчики воспринимаются как жадные твари.

За такие приложения не хочется платить, ими не хочется пользоваться.

Мечтаю, чтобы тренд на подписку сдох, так и не став мейнстримом.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.