Декабрьским утром 2012 года 20-летний Адам Лэнза, нелюдимый парень с синдромом Аспергера и обсессивно-компульсивным расстройством, подъехал к зданию школы «Сэнди-Хук». При себе он имел полуавтоматический карабин, два пистолета и дробовик.

Расстреляв 27 учеников и сотрудников «Сэнди-Хук», молодой человек пустил себе пулю в голову. Немного позже следовали обнаружили, что утром он успел застрелить и собственную мать.

Всего этого в фильме Мартина Скорсезе «Таксист» нет. Но сюжет выдуманной киноистории отлично перекликается с десятками преступлений, которые, на первый взгляд, не поддаются осмыслению. Террористы, фрики и борцы за национальную чистоту подрывают здания, стреляют по гражданским или врываются в школы, вооружившись пистолетами, автоматами и дробовиками.

Shit happens, скажет кто-то. Ну а Мартину Скорсезе говорить ничего не нужно — он все это снял в 1976 году.


«Таксист» — щедрая биографическая зарисовка из жизни 26-летнего Трэвиса Бикла. Одинокий ветеран Вьетнамской войны страдает от бессонницы, поэтому идет в ближайший таксопарк и устраивается на ночную смену.

Трэвис невозмутим и без проблем справляется со своей работой. А еще он тотально одинок: камера постоянно ловит его стеклянный взгляд через стекло желтого автомобиля. В свободное время Бикл бесцельно слоняется по городу и смотрит порно-фильмы в кинотеатрах. Его круг общения — дневник и несколько коллег, с которыми он перекусывает в забегаловке.


В беспросветной жизни Бикла внезапно появляется новый герой — симпатичная девушка Бетси, работающая в выборном штабе нью-йоркского сенатора Чарльза Палантайна. Маниакальная настойчивость Трэвиса дает старт этим отношениям, а его социальная неприспособленность — губит их. Еще одна шестеренка в сумасшедшей голове становится на своё место. Бывшему вояке окончательно сносит крышу, ему хочется сделать что-то большое и важное: например, убить кандидата в президенты.

Этим мотивом историю тоже не удивишь.

22 ноября 1963 портной Авраам Запрудер нехотя вытащил свою дорогостоящую камеру на бетонную площадку, с которой можно было рассмотреть поездку президентского кортежа. Сняв на 8-мм пленку 27 секунд (486 кадров), мужчина создал один из самых известных документальных фильмов XX века — в объектив его кинокамеры попало убийство Джорджа Кеннеди. По итогам длительного расследования ЦРУ сформулировало окончательную версию: главу США застрелил Ли Харви Освальд, бывший морпех американской армии. Его успешное покушение, совершенное из винтовки за $12, спровоцировало прорву конспирологических теорий.


А вот Скорсезе легко обул этих выдумщиков — его «Таксист» демонстрирует совершенно обычного человека, который сходит с ума понемногу, не теряя рассудительности. Режиссер приблизил психически неуравновешенных маньяков на крошечное расстояние и, благодаря отличной игре Роберта Де Ниро, не поверить в их существование невозможно. Ловите спойлер — задумка Трэвиса Бикла так и не воплотилась в жизнь, но он все-таки перестрелял немало народу.

«Таксист» — отличная история об одержимости, которая находит неожиданный выход и вводит народ в заблуждение.

Фильм снят по сценарию Пола Шрейдера, который большинство студий посчитали «блеклым» и отвергли.

Неудивительно — автор накатал его за 10 дней, после разрыва с собственной девушкой, закрывшись от остального мира. Композитор Бернард Херрманн и вовсе трагическая фигура — он умер в последний день перезаписи саундтрека. Режиссеру проект тоже дался нелегко: чтобы получить прокатное удостоверение ему пришлось перевести сцену с центральной перестрелкой в черно-белый формат из-за обилия кровищи.

Однако главный вклад в этот гимн безумцу сделал оператор Марк Чапман.

Неделями колеся на фургоне по Нью-Йорку, он создал образ суматошного города, улицы которого по ночам захватывают отбросы общества и преступники. Он создал диковинный взгляд на мир, проецируемый с позиции нелюдимого человека.

И если вам сложно представить, что в рассказе про психа может быть интересного, вспомните «Преступление и наказание». Останется только перенести действие из Петербурга в Нью-Йорк, а еще грамотно зарубить незыблемое правило киноискусства об изменении героя.

Трэвис Бикл не меняется по итогам своего кровавого заезда. Так же и лента Скорсезе не собирается заботливо разжевывать ответы.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.