Виртуальная реальность в последние три года стабильно получает прописку в рейтингах «технологий будущего». Журналисты и блогеры слюняво рассуждают о том, как в ближайшие 5-10 лет VR-шлемы наводнят квартиры; аналитики из Goldman Sachs говорят, что рынок этих технологий скоро вырастет до $80 млрд в год. Для сравнения — примерно столько же заработала Apple в первом квартале 2017-го.

На самом деле голодная до прорывных технологий пресса просто разгоняет шумиху, поднятую гиками и парой больших корпораций. Во главе стоит Facebook – социальная сеть отчаянно пытается доказать, что не зря потратила на покупку стартапа Oculus более $2 млрд. Поддерживают тренд и Sony вместе с Valve, заразив игровую индустрию VR-истерией.

Это никому не нужно

Давайте взглянем на ситуацию трезво. Любая прорывная потребительская технология должна быть популярной. Причем на нескольких фронтах сразу: как среди пользователей, так и среди разработчиков. iPhone навсегда бы остался забавной поделкой, если бы не стал продаваться сумасшедшими тиражами. Но смартфон раскупали очень бодро, а девелоперы увидели потенциал в новой площадке и потянулись рубить кэш в App Store.

В результате имеем легендарное устройство, приносящее Apple 63% прибыли. А вот Apple Watch так и не стали хитом продаж, поэтому ни о какой революции речи быть не может. Они ничего не поменяли — просто сделали жизнь с лопатофонами слегка удобнее. VR-технологии, при своем огромном потенциале, находятся в еще худшем положении.

Придется серьезно тратить

Для работы с VR нужен или очумевший компьютер, или консоль последнего поколения. Кроме того, требуется потратить деньги на шлем, а порой еще и на дополнительные контроллеры. Все это в мире, где люди зажимают десяток долларов на чехол для смартфона и обновляют компьютеры раз в пять лет. Сливать бюджет на VR готовы единицы.


Причем это не новая история. Первая попытка виртуальных технологий захватить мир пришлась на начало 90-х. Тогда компании вроде SEGA и Nintendo пытались убедить всех, что допотопные шлемы смогут сделать гейминг интереснее. Большинство разработок умирали в состоянии прототипов. Остальные проваливались в уже готовом виде. К примеру, Virtual Boy от Nintendo продавался по цене в $180 долларов и доводил людей до эпилептических приступов и тошноты – вместо нормальных экранов там были два монохромных проектора.

Все держится на хайпе

Единственный успех компании Oculus — продажа 150 000 наборов Rift за десять минут после открытия продаж на сайте. Звучит впечатляюще, однако дальнейшие показатели не раскрываются. В конце 2016 года Facebook лишь огрызалась, что Oculus пока не является существенным источником дохода. При общей выручке в $17,93 млрд это звучит подозрительно.

Сопоставим факты. Rift оценили в $599 за набор – следовательно, потребовалось бы всего 1,67 млн. проданных экземпляров, чтобы заработать миллиард баксов. Скорее всего, такой показатель VR-шлемам не покорился.

А теперь подумайте, кого из крупных издателей контента заинтересует такая скромная пользовательская база, да еще и состоящая из техногиков, а не простых юзеров. Для VR-игр требуется совершенно другой принцип работы с камерой и управлением, а VR-кино пока что продолжается не более десятка минут. Недавний пример: короткометражка Alien in Utero, сопровождавшая выход «Чужой: Завет» в США. Это просто зарисовка на тему «мир глазами ксеноморфа».


Следующее условие для популярности технологии – простота и удобство использования. Тут преуспела только Sony, продающая VR-наборы для Play Station. Людям не надо знать точные спецификации своей приставки: достаточно сверить совместимость модели. Но следом на простоте можно поставить крест.

Это неудобно

Для настоящего VR нужно натягивать на голову полноценный шлем, затыкать уши наушниками, а также брать специальные контроллеры.

Много лишних шагов и каждый требует определенной сноровки. Но мы уже давно отвыкли от подобных сложностей. И если первый VR-опыт может показаться интересным, то играться с таким громоздким чудом каждый день будут только самые настойчивые психи. Опять же, делаем исторический референс: когда Samsung начала продажу 3D-телевизоров, то реализовала всего 1,6 млн. экземпляров за первый год. Всем было просто лень разбираться с ними.

Про реализацию VR через смартфоны и бюджетные шлемы можно вообще забыть. Максимум такой конструкции – просмотр видео. На остальное мощностей и аккумулятора будет просто недостаточно. Гораздо логичнее в таком формате смотрится AR – технология дополненной реальности, на которую сделала ставку Apple.

VR для рук может сработать

Однако у VR еще есть шанс оставить след в истории. Технология требует особого типа контроллеров – они-то и могут оказаться полезными. Мы привыкли взаимодействовать с компьютерами с помощью мышек и трекпадов, в двух плоскостях. Но виртуальной реальности нужно куда больше осей для восприятия действий. Устройство ввода в таком формате — трехмерное электронное перо, которое дает уйму возможностей. Прежде всего художникам и аниматорам: им будет гораздо легче работать с моделями.

Но можно использовать такие «перчатки» и в обыденности — достаточно совместить их с продвинутой AR-проекцией. Как мы увидели на презентации Apple, в этом направлении на многое способны даже смартфоны и планшеты. Мыши, работающие в 3D-режиме, могут стать прорывом, сравнимым с тачскрином для телефонов. Примеров пока немного, но вот этот ролик объясняет на примере Minecraft, насколько больше возможностей дает такое управление.

Однако и это всего лишь жалкая вероятность, которую, скорее всего, похоронит под собой сокрушительный крах VR-индустрии.

Технологии стали похожи на моду, а она безжалостна и мнительна.


Главное
Шамиль Газибегов
03 Дек '20
6 411 
Новый Asus ZenFone внезапно подешевел в России. Это флагман c чистым Android и огромной батареей
Цен ниже ещё не было.
Андрей Ставицкий
03 Дек '20
3 052 
iPhone 7 распродают по супернизкой цене. Это самый адекватный дешевый айфон
Ему четыре года, а он хорош!
Шамиль Газибегов
30 Ноя '20
2 685 
Новый флагман OnePlus внезапно подешевел в России. Цен ниже нет нигде
Тот случай, когда выгодно приобретать технику в России.
Шамиль Газибегов
30 Ноя '20
2 775 
Хитовые TWS-наушники стоят в России дешевле, чем на Али. Космический вариант за 800 рублей
Да, они реально стоят 10 баксов.
Андрей Ставицкий
30 Ноя '20
1 638 
Как получить пять месяцев в Apple Music бесплатно? Нужно всего лишь установить Shazam
Даем Apple Music шанс.
Шамиль Газибегов
28 Ноя '20
25 896 
Цена на Google Pixel 4a упала ниже психологической отметки. Это самый выгодный камерофон?
Похоже, что да.
Комментарии