Денис Пешехонов объяснил, чем DJI Phantom 4 лучше DJI Mavic Pro.

В 2010 году Павел Дуров выложил у себя видеозапись, на которой он в окружении коллег запускает летающую игрушку с четырьмя пропеллерами. Слова «квадрокоптер» тогда в обиходе не было, а слово «дрон» ассоциировалось с чем-то из компьютерных игр.

Я сразу же пошел на eBay и заказал себе дорогой по тем временам Parrot AR.Drone.

Игрушка пришла через месяц и поразила своей технологичностью, хотя сегодня ее характеристики смешны: камера 640х480 пикселей, управление с телефона, дальность меньше 100 метров, стабилизация только по высоте. Коптер – хотя тогда его так не называли – явно предназначался для помещений и небольших защищенных от ветра уличных пространств.

AR.Drone подарил мне пару лет счастья, ведь иметь в детстве что-то летающее хотел, пожалуй, каждый из нас.


Однако игрушка все-таки быстро израсходовала потенциал и продержалась у меня только по той причине, что я по-программистски изучал ее начинку и искал альтернативные способы управления. В какой-то момент интерес был удовлетворен, а рынок еще не предлагал ничего принципиально нового, так что я отложил вопрос по квадрокоптерам до лучших времен.

***

Мир любительских дронов разделен на два основных направления.

Первое направление – гоночное: пилоты получают удовольствие от самого факта управления машиной – с этой целью мы все в детстве запускали радиоуправляемые игрушки.

Второе направление – творческое: люди стараются сделать с высоты красивые кадры и заглянуть в труднодоступные места.


***

В гоночном направлении в дронах установлена камера, которая строго привязана к корпусу и всегда направлена вперед-вниз, а изображение чаще всего передается на специальные First-Person-View очки на голове пилота. Видео здесь не для того, чтобы развлекать друзей в социальных сетях, а с целью обратной связи.

Управление таким коптером сложное и требует сначала тренировок в симуляторе – на серьезных моделях часто отключают стабилизацию по высоте, что дает большую гибкость, но вынуждает вручную контролировать обороты винтов. Люди в режиме FPV учатся исполнять трюки и филигранно влетать в узкие проемы на больших скоростях. Отсюда же начались и соревнования по дрон-рейсингу, с каждым годом привлекающие все больше внимания.

***

В съемочном направлении долго было затишье. Только профессионалам, зарабатывающим на этом деньги, были доступны дорогие мультироторные аппараты. Новый виток задала китайская компания DJI, которая на сегодняшний день считается чем-то вроде Apple в мире дронов. Пожалуй, настоящим прорывом стал выпущенный в 2014 году DJI Phantom 2 Vision Plus, где появился фирменный подвес-стабилизатор, способный компенсировать углы наклона и тряску, из-за чего картинка на камере оставалась ровной и плавной.

Потенциальная аудитория у этого направления гораздо шире, поэтому параллельно аппараты обзаводились начинкой, упрощающей управление до предела. Так, встроенный модуль GPS и электронный компас позволяют дронам сопротивляться ветру, а заодно реализовывать критически важную для простых потребителей функцию – способность автоматически возвращаться в точку взлета при разряде батарей или потере связи с пультом. Справиться с таким устройством может даже ребенок из начальной школы.

Я сам, к сожалению, второе поколение DJI пропустил, но вернулся к дронам в конце 2016-го, когда заказал себе DJI Phantom 3 Standard. Это был самый бюджетный на то время аппарат от DJI, и брал я его чисто ради теста, думая о том, что если дрон понравится и зацепит, поменяю его на модель подороже.

Квадрокоптер обошелся мне примерно в $450 по новогодней скидке. То, что бюджетно у DJI, на фоне остального рынка значительно выше среднего, причем как по цене, так и по качеству. Например, самый дешевый на сегодняшний день квадрокоптер со стабилизатором и нормальной камерой – UpAir One – стоит $320. Дешевле купить готовый аппарат с достойной стабилизацией просто невозможно.

Решение же от DJI, помимо качества съемки, отличается развитой экосистемой (да, прямо как у Apple). Фирменное приложение содержит несколько интересных режимов: можно заставить дрон автоматически летать вокруг заданной точки или следовать за передвигающимся пилотом. А у сторонних разработчиков есть софт, позволяющий загрузить программу автоматического полета по точкам, в каждой из которых будет возможность задать высоту, скорость, направление движения и направление взгляда камеры. Причем делается это без каких-либо навыков, просто нажатиями на карту и выбором нужных переключателей в меню.

Standard был всем хорош, за свои деньги это превосходная машина, но мне быстро стало не хватать длины «поводка»: дальность работы в поле не превосходила километр, а в городе из-за большого количества препятствий и магнитных полей упиралась в 200-300 метров. Я даже купил специальные антенны-усилители, которые удвоили радиус, но мне все равно было мало. Так что я продал Phantom 3 Standard и уже весной заказал себе Phantom 4, хотя к этому моменту фирма выпустила культовый DJI Mavic Pro.

Несколько лет назад была такая шутка: «Владелец Android-телефона тратит в среднем до получаса в день, объясняя, почему он не купил iPhone». Так вот, владелец современного дорогого квадрокоптера тратит столько же времени на объяснения, почему не Mavic.

Mavic решил единственную оставшуюся проблему потребительских коптеров с хорошей камерой – большой размер и вес. Компания продала душу дьяволу и вместила в компактный складной корпус то, что раньше занимало небольшой чемодан. На сегодня Mavic – самый ультимативный и бескомпромиссный выбор в качестве единственного дрона для съемки.

***

Но я взял Phantom 4. Во-первых, поймал его по большой скидке на распродаже от DJI в честь выпуска Phantom 4 Advanced. Во-вторых, мне очень нравится ритуал подготовки к съемкам и специального выезда на место. Как у профессиональных рыбаков, которые не используют складные карманные удочки, а возят с собой целый сундук разных снастей.

Еще для Phantom 3 я заказал в Китае большой рюкзак со сменными перегородками, что позволяло удобно укладывать коптер и сопутствующее оборудование.

Дело в том, что я почти никогда не оказываюсь случайно в месте, которое хочу запечатлеть. Снимать город мне надоело достаточно быстро, потому что его текстура однообразна, а соцсети переполнены снимками Петербурга с высоты птичьего полета.

В большинстве случаев я выбираю место и готовлю поездку специально для запуска дрона. Я заряжаю оба аккумулятора, очищаю карту памяти, проверяю, все ли взял, и выдвигаюсь.

Да, на деле вы очень быстро поймете, что одного аккумулятора крайне мало. Ехать или идти с большим рюкзаком до места ради 25 минут полета не очень разумно, а вот ради 50 минут – совсем другое дело.

На месте я кладу рюкзак, достаю коптер и отсоединяю фиксатор камеры. Затем из фирменного мешочка DJI вытаскиваю винты и прикрепляю их к двигателям согласно маркировке. Вставляю батарею, включаю дрон на прогрев и поиск спутников. Достаю пульт, соединяю с телефоном, запускаю приложение, устанавливаю контакт. Весь процесс, если не торопиться, занимает 5-10 минут, и вот я уже в воздухе.

В Питере пока что самая крутая моя экспедиция была на Форт Риф рядом с Кронштадтом, но съемку оттуда я еще не выкладывал, поскольку не было времени смонтировать. Эксклюзивно для «Палача» покажу фотографию.

В каждом месте стараюсь сделать хотя бы один снимок строго сверху, чтобы земля была параллельна плоскости экрана. Нередко получаются очень интересные и необычные кадры. Потолок у всех Фантомов 500 метров, этого более чем достаточно для любого бытового использования, но выше облаков уже не подняться (по крайней мере, я не был никогда в условиях, где это возможно).

Радиус у моей «четверки» 5 км, это в открытом поле. В городе непредсказуемо из-за помех и металла – иногда связь пропадает на 300 метрах, а иногда держит больше километра.

Фактически, вы даже в идеальных условиях можете пролететь не дальше, чем дрон преодолевает за половину времени работы батареи, чтобы вернуться обратно. В автоматическом режиме максимальная скорость 35-40 км/ч, в ручном – чуть повыше. Легко хватает, чтобы догнать круизный лайнер или речной трамвайчик на Неве, но мало, чтобы угнаться за автомобилем или мотоциклом.

***

Коптер от DJI очень умен, во многом за счет этого они завоевали рынок. Недавно я пытался заставить Фантом лететь за мной на мотоцикле. В процессе батарея критически села, он приземлился посреди поля с высокой травой и выключился. Я обнаружил это через километр. В обычных условиях никогда не смог бы найти дрон, но, к счастью, он передает в приложение и запоминает свои последние координаты перед выключением. В «четверке» дополнительно есть еще датчики дистанции до препятствия, поэтому врезаться на нем во что-то можно только в очень специфических условиях.

Запуск коптера привлекает внимание. Люди подходят, просят разрешения посмотреть в дисплей. Часто спрашивают о цене и о характеристиках. Недавно снимал в Ленобласти, так там некоторые вообще не знали, что такое квадрокоптер, и никогда ничего о таких вещах не слышали. Оно и понятно, деревня.

На лето у меня были большие планы, я даже создал себе карту мест, которые хочу поснимать. Но вот уже скоро конец июля, а лето не спешит начинаться. Пока сильно отстаю от планов, а из-за работы еще и нет времени монтировать готовое. У меня свободный график, но объем задач сейчас большой.

***

Вывод: если вы хотите приобщиться к миру коптеров, то сначала вам нужно решить, чего именно вы хотите – летать или снимать? Будете ли вы получать удовольствие от управления или хотите сочные кадры для выкладывания в соцсети?

В первом случае рекомендую присмотреться к готовым комплектам (kit) для самостоятельной сборки. Как правило, для такого комплекта нужно отдельно докупать пульт управления и аккумуляторы, суммарная стоимость за что-то вменяемое начинается от $200. В сети полно инструкций, в том числе подробных видеороликов о том, как его собрать и настроить. Плюсы такого решения – дрон нестрашно разбить, поскольку любой компонент быстро докупается и заменяется. А разбивать бы будете, поскольку FPV требует некоторого обучения и экспериментов. Собираюсь сам вплотную заняться этой областью ближе к следующей весне.

На дроне же для съемок не получится гонять, к тому же он довольно быстро перестает быть виден глазами с земли. Экспириенс абсолютно не такой, как на дроне для гонок. При наличии финансов ваш выбор – DJI Mavic Pro. Он обойдется в $1000 и более. А самый оптимальный по соотношению цена/качество – DJI Phantom 3 Professional. Его можно взять на Ebay с небольшим пробегом. Такие устройства сейчас стоят в районе $600-700, и содержат полный набор всего, чего вы ждете от коптера с камерой.

При очень ограниченном бюджете надо заказывать Phantom 3 Standard ($400-500) или упомянутый UpAir One ($320). Дешевле уже качество скачкообразно падает до неприемлемого: в таком случае разумнее купить очень простой коптер за $50-75 для тренировок и поиграться, потому что снимать вы одинаково не сможете что с дрона за $50, что с дрона за $200. То же самое касается FPV: за $150 и ниже хороший FPV-снаряд «на вырост» не взять, а для пробы подойдет и за $50.

P.S. И еще пара слов по новым законам. Если введут понятную процедуру регистрации дрона, то я зарегистрирую свой DJI. Я считаю, что идейно инициатива правильная, но наше правительство как обычно неспособно нормально организовать процесс.

Страница Дениса Пешехонова, где он проводит крутейшие опросы


Главное
Андрей Ставицкий
15 Янв '21
4641
iPhone 12 дешевеет. Смотрите, как снизилась цена за полгода
Сейчас или никогда.
Андрей Ставицкий
15 Янв '21
5702
Новый Realme 7 раздают по сочнейшей цене. Но нужно поспешить
Недорогой субфлагман со всеми главными спецификациями.
Шамиль Газибегов
15 Янв '21
4740
OnePlus 8 подешевел ниже психологической отметки в России. Теперь это самый выгодный флагман
Лучшее решение за свои деньги.
Шамиль Газибегов
14 Янв '21
1323
Beats Powerbeats Pro отдают с рекордной скидкой. Это крутые спортивные наушники с топовой автономностью
А ещё это просто отличный вариант для владельцев iPhone.
Андрей Ставицкий
13 Янв '21
10279
Новейший флагман Vivo сильно подешевел. Монстра со Snapdragon 888 уже можно взять со скидкой
Вы только посмотрите на характеристики и прайс.
Андрей Ставицкий
13 Янв '21
2758
iPhone 12 mini снова подешевел. Что нужно знать перед покупкой?
Самый доступный новый айфон в здании.
Комментарии