Как нельзя выступать, если у тебя вышла первая пластинка за девять лет.

Так получилось, что я никогда не считал «Касту» культовой группой. В школе знал, что они существуют, но не слышал ни одного трека. Потом Хамиля и Змея пригласили в 90х60х90 (2011 год), они исполнили «Прыгать высоко», и я отметил: «О, нормальные ребята».

Поискал их треки во «ВКонтакте», ухмыльнулся, добавил штук пять. Потом еще пять. Потом, в 2014 году, купил в iTunes дайджест лучших песен, периодически переслушивал. Но суть в том, что я не знал никого из них в лицо, не интересовался их биографией и не загружал отдельные альбомы.

Для меня «Каста» – обычные русские рэперы, которые делают неплохие (реже – талантливые) треки. Отцами их пусть считают те, кто слушает ростовских парней с конца девяностых или начала нулевых.


На альбом «Четырехглавый орет» я отреагировал ровно спустя неделю после релиза. Прогнал за вечер, подумал: «О, прикольно». Потом репитнул еще раза три и подобрал для пластинки пять прилагательных:

1. Душевная (как всегда у поздней «Касты»)


2. Политизированная (или остросоциальная; или злободневная – кому как нравится)

3. Пестрая (очень разные песни, не как «Горгород» у Оксимирона)

4. Местами бодрая (видно, что записывали не в лайт-режиме)


5. Качающая (все песни, которые должны разогревать, разогревают)

В альбоме есть все типичные фишки «Касты» – и диалоги между участниками, и классные вставки (вокал или вообще фрагмент из кино, как в «Сказочной»), и смена интонаций (самая крутая черта этой группы).

Единственное, что мне не нравится, – рифмы. В одном из больших интервью (я прочитал его в мае 2017-го) Змей рассказал, что в его первом треке (еще в девяностых) были такие строчки:

Бабки на улицах торгуют кабачками,
Зеленью, морковкой и тапачками.

Каким-то непостижимым образом рифмы «Касты» остались на том же уровне – с кабачками и морковкой. Половина сегодняшних рифм – натянутый сблев, который заставляет морщиться и злиться. Правда, на второе-третье прослушивание привыкаешь к этому стилю и перестаешь скрипеть зубами.

Я собирался подробно отрецензировать «Четырехглавого» и поставить честные 7 из 10, но решил дождаться питерской презентации. Как выяснилось, не зря.

Формат был такой:

1. Две старые песни («Россиянцы» и «Наши люди»);

2. 13 подряд треков с нового альбома (он вышел 15 мая, почти никто еще не выучил тексты);

3. Штук семь хитов для уставшей толпы, которая уже толком и не качалась.

Между треками – вялая болтовня участников друг с другом, унылый троллинг Хамиля. В середине концерта – странная пауза на 10 минут. В конце – урезанные версии суперхитов типа «Ревности».

Есть несколько вопросов.

Почему нельзя было чередовать старое и новое?

Зачем бомбить штук пять минорных песен подряд?

И самое главное: неужели им не стыдно исполнять некоторые свежие треки под плюс (почти уверен, что так и было – подозрительно хороший звук на фоне всего остального)?

В целом, ростовские пацаны могли бы и разучить свои же сочинения – точно не умерли бы.

Вывод: альбом по-прежнему 7 из 10 (хотя это и не тот результат, которого ждали 9 лет), а концерт – 3 из 10 (не удивлен, что А2 очень быстро опустел – в конце зрители моментально свинтили из клуба).

Второй раз идти на «Касту» бессмысленно. Лучше сходить к артистам поумнее – например, к тем, кто грамотно составляет сет-лист и не пользуется фонограммами.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.