12 лет назад, когда я только подсаживался на гаджеты, в России не было магазина круче «Связного». Про «Евросеть» ходили нехорошие разговоры (левые аксессуары и всё такое), «Ультрастар» был дорогой, Dixis какого-то черта публиковал ценники в долларах, а в «Цифроградах» продавали много чехлов, но крайне мало телефонов.
«Связной» считался флагманом. Там всегда было чисто и светло. На полках – все актуальные телефоны. Консультанты не бурчали, а показывали девайсы и рассказывали про тарифные планы. Учитывая, что мне было 11 лет, это важный фактор: в «Связном» никто и никогда не хамил – с писклявым пацаном общались как с равным.
Еще у них были шикарные каталоги, которые я листал часами. Настоящий бесплатный журнал – как же это круто. У Dixis и «Евросети» тоже имелись такие книжечки, но их давали только при покупке. А в «Связном» – просто так. За это его и любили.
А сейчас мне больно туда заходить. Во-первых, их осталось мало – они стремительно захлопываются (прямо как «Связной-банк»). Во-вторых, красивые журналы-каталоги подохли. В-третьих, в «Связном» такой дрянной ассортимент, что на полки нереально смотреть без слез. Там стоят ноунейм-телефоны, дубовые планшеты, какие-то неактуальные девайсы типа плееров, навигаторов и цифровых фоторамок – в общем, ужас, да еще и по неадекватным ценам.
На всю точку – 1-2 продавца, которые двигаются медленнее, чем Алишер Усманов выговаривает слова. Эти ребята оживают лишь в те моменты, когда впаривают лохам страховку на смартфон (соглашаться на нее, конечно же, не нужно).
В «Связном» царит обстановка усталости. Им не помогают даже акции в духе «чехол за 10 рублей» – салоны пустуют.
Я не интересовался судьбой Максима Ноготкова так же тщательно, как биографией Чичваркина, но есть подозрение, что в крахе процветающего бизнеса виноват не Максим. По крайней мере, мне так кажется – надо изучить вопрос и вернуться с фактурой.
***
Мне однозначно жаль «Связной». Когда-то он были сильнейшей сетью, а сейчас эта лавка востребована только в маленьких провинциальных городах, потому что с интернет-продажами там туго.
Думаю, «Связному» стоит полностью мутировать в интернет-магазин. Тут сразу два плюса. Первый – меньше издержек. Второй – сегодняшняя убогость будет не такой кричащей.
В то, что «Связной» вернется на трон, я не верю. Очень грустно.